ЭСТЕТИЧЕСКИМ ПОДХОД В ИЗГОТОВЛЕНИИ МЕТАЛЛО-КЕРАМИЧЕСКИХ ПРОТЕЗОВ Александр Колосов

 

Среди множества разнообразных и доступных материалов, используемых в стоматологии, керамика на сегодняшний день занимает прочное, лидирующее положение. Зубные протезы, изготовленные с применением керамических материалов, обладают определенным преимуществом.

Среди их достоинств- точное изохроматическое воспроизведение цвета, прочность, долговечность, биосовместимость.

История применения фарфора в стоматологии уходит корнями в конец XIX века, и, вплоть до изобретения пластмассы, фарфор был единственным эстетически приемлемым материалом для протезов. Однако, даже сегодня, при большом разнообразии композиционных материалов, применяемых в эстетическом протезировании, керамика чаще всего является предметом выбора. С применением керамики изготавливают микропротезы (вкладки inlay, onlay, overlay, veneer-коронки), цельно-керамические протезы! системы Hi-Ceram, In-Ceram, Celay-sistem, Imprees-ceramic, Procera) и широко распространенную сегодня металло-керамику, которая незаменима при изготовлении мостовидных протезов большой протяженности. Но в каждом случае, при изготовлении протезов с использованием керамических (или иных облицовочных) материалов, эстетический подход к процессу изготовления имеет очень важное значение. Высококвалифицированные зубные техники не могут быть удовлетворены своей работой, если искусственные зубы легко отличаются от натуральных («протез» - от греческого - искусственная замена). Только высочайшие требования к себе и работе врача, а также к проведению подготовительных работ (например: ортодонтическое и хирургическое лечение) могут привести к желаемым результатам. В данной статье мы последовательно, шаг за шагом, постараемся детально показать технику изготовления мостовидно-го металлокерамического протеза, основанную на одном из методов эстетического подхода к протезированию.

Хотелось бы отметить, что данный способ выражения художественных амбиций зубного техника не следует принимать как образец, как стандартное изготовление зубных протезов. Здесь акцент делается на индивидуальность работы, на демонстрацию возможности мастера, используя современные керамические материалы .достигать практически любого результата. На рис. 1 (стр.11) изображены натуральные зубы нижней челюсти с очень интересным морфологическим строением.

Естественная скученность зубов, структура поверхности и структура режущего края сразу обращают на себя внимание. Апроксимальные стороны, позиция режущих краев, анатомический контур шейки зуба - вот минимум признаков, которые подчеркивают натуральность, естественность зубов и зубного ряда. Все эти индивидуальные и возрастные особенности должен уметь воспроизводить зубной техник, так как перед ним стоит очень сложная задача: он должен «обмануть» окружающих и выдать свою копию (зубной протез) за оригинал. А если в работе отсутствуют или, наоборот, излишне выделены характерные особенности морфологического строения и цветопередачи, то это быстро ведет к распознаванию подделки. Главным в изготовлении металлокера-мических коронок и мостовидных протезов являются следующи е этапы: определение формы, создание поверхности, постепенное достижение цвета. Успех каждого протезирования в значительной мере зависит от этих факторов.

Уже на этапе моделирования каркаса зубной техник должен представлять себе окончательные контуры будущего протеза, поэтому необходимо учитывать нюансы, положительно влияющие на конечный результат. Для того, чтобы работа выглядела натуральной, естественной необходимо создать иллюзию отдельно стоящих зубов, поэтому при восковом моделировании следует предусмотреть запас объема в межзубных апроксимальных областях. На рис. 2 хорошо видно разделение элементов промежуточной и коронковой частей. Это дает возможность анатомически правильно провести сепарацию зубов на керамике и относительную свободу в оформлении апроксимальных поверхностей на этапе контурирования (М. Yamamoto). Однако такое разделение ослабляет прочность каркаса, поэтому на язычной стороне необходимо создавать элементы жесткости в виде дополнительных образований (рис. 3,4). При использовании сплавов у которых высокий модуль упругости, эти образования (выступы) можно делать незначительными. ВАЖНО! Следует отметить, что на восковой композиции желательно избегать рискованных тонких соединений.

Необходимо делать их более состоятельными в аспекте прочности, а ажурность и изящность соединения лучше создавать на металле. После того, как отлитая металлическая конструкция освобождена от литниковой системы, следует этап припасовки. На рис.5 видно, как точно "сидит" каркас на модели. Такая посадка становится возможной только при тщательном соблюдении требований к технологическому процессу литья. Используя превосходные паковочные массы (например: Deguvest, Optivest фирмы Degussa, Bellavest фирмы Bego, Heravest фирмы Heraeus Kulzer) можно получать великолепные результаты при литье каркасов. Однако, следует отметить, что никакие, даже самые суперсовременные материалы не заменят добросовестности и аккуратности в работе зубного техника.

Любая погрешность на этапе моделирования каркаса, а затем на этапе паковки восковой композиции в кювету (опоку), приводит к тому, что восковая композиция пакуется уже деформированной. А если учесть, что при грубом извлечении отливки из кюветы тоже может происходить деформация, становится ясно: при несоблюдении технологии литья идеально припасовать каркас на модель практически невозможно! ВАЖНО! При обработке внешней поверхности металлического каркаса нужно применять только твердосплавные фрезы. Не следует применять алмазные головки (так называемые спеченные, или изготовленные методом гальваники), так как частицы связующего вещества алмазной головки, состоящего из органических и минеральных веществ, могут внедряться в структуру металла и на каком-либо этапе обжига керамики "радуют" зубного техника появлением пузырей или сколов.

Пузыри в керамике также могут появляться в результате газовых или усадочных пор в толще металла, что, в свою очередь, является следствием грубых ошибок на этапе формирования литниковой системы и в процессе литья. Соблюдая определенные принципы литья, при использовании качественных материалов можно гарантированно получать отвечающие всем требованиям литые стоматологические конструкции. Тем не менее, не всегда есть уверенность в качестве (особенно, если процессом литья отдельно занимается литейщик, например, где-нибудь в государственной поликлинике). В таких случаях очистительный обжиг (или дегазация) металлического каркаса является обязательным. ФАЗА 1: Общий режим очистительного обжига (если нет особых рекомендаций фирмы изготовителя): Стартовая температура - 600оС; Время сушки - 0 мин; Температура включения вакуума -600оС;

Скорость нагрева - 120о С; Конечная температура - 980о-1000оС; Время выдержки при конечной температуре - 5-7 минут в вакууме. После обжига каркас должен пройти пескоструйную обработку (рис.6), т.е. образовавшиеся окислы должны быть удалены с поверхности. При использовании неблагородных сплавов целесообразно применять только чистый электрокорунд с размером частиц 250 мк при давлении 3-4 атмосферы. Поверхность металлического каркаса должна быть однородно- матовой, без блестящих участков. Обезжиривание каркаса лучше проводить в пароструйном аппарате или кипячением в дистиллированной воде в течение 5 минут.

ВАЖНО! Обезжиривание — обязательный этап, если используемый пескоструйный аппарат не имеет воздушно-масляного фильтра, а система подачи сжатого воздуха не исключает образование конденсата. При использовании сплавов с редуцированным составом целесообразно использовать бондинг (рис.7) - на чистую отпескоструенную поверхность каркаса нанесен золотой бондинг, рис.8 - каркас после обжига бондинга). Режим обжига бондинга проводят в соответствии с рекомендацией фирмы изготовителя. В нанесении бондинга есть немало положительных моментов.

Большинство специалистов считают, что бондинг несомненно положительно влияет и на цвет (более теплый, медовый оттенок каркаса предпочтительнее, чем темно-серый цвет неблагородного сплава) и на прочность соединения на переходе керамика/металл. Однако, следует помнить, что есть универсальный бондинг, который подходит для всех сплавов, а есть бондинг, который полезен только для CoCr, (например ф. "Бредент"), или только для NiCr,( например ф. "Kulzer"). После нанесения и обжига бондинга следует этап опакового обжига. С появлением пастообразного опака (рис.9) этот процесс заметно упростился. Выбор пал на керамическую массу Duceram-Plus неслучайно.

О преимуществах этой керамики было высказано немало авторитетных мнений, и опыт работы с этой массой это подтверждает. Здесь тщательным образом подобраны все компоненты, которые позволяют осуществлять надежное и эстетическое протезирование, а ассортимент опаловых и флюоресцирующих масс позволяет достигать результата, максимально приближенного к естественным зубам. Опак Duceram-Plus, кроме всех прочих преимуществ, обладает хорошей укрыва-юшей способностью и адгезией, благодаря чему 2-х слойное покрытие после обжига имеет толщину меньше 0,1 мм (при использовании бондинга иногда достаточно одного опакового слоя).

На рис.10 -каркас после первого обжига. Хорошо видна ровная цветовая гамма (рис.11). ФАЗА 2: Режим обжига 1-го слоя опака Duceram-Plus: Стартовая температура - 500о-575о (в зависимости от типа печи). Время предварительной сушки - 6-9 минут. Скорость нагрева - 55о С в минуту.

Температура образования вакуума -575о С Конечная температура - 980о С - для неблагородных сплавов, 930о С- для благородных сплавов. Время выдержки при конечной температуре - 3 минуты - для благородных сплавов, без вакуума, 2 минуты - для СоСг, без вакуума, 1 минута - для №Сг, без вакуума. ВАЖНО ! Вакуум должен быть создан уже к температуре 575°С! Большинство неудовлетворительных результатов как при опаковом обжиге, так и при обжиге дентина, связаны с ошибочным процессом создания вакуума в камере обжига. Та температура включения вакуума, которая указана в инструкции по применению керамических масс на самом деле является температурой к которой вакуум уже должен быть полностью создан.

Таким образом зубным техникам рекомендуется скорректировать процесс обжига на этой фазе с целью получения более естественного результата в своей работе. Если требуется нанесение 2-го опакового слоя, то режим обжига следующий: ФАЗА 3: Режим обжига 2-го слоя опака Duceram-Plus. Стартовая температура -500о-575оС (в зависимости от типа печи). Время предварительной сушки - 6-9 минут. Скорость нагрева - 55о С в минуту.

 Температура образования вакуума -575о С Конечная температура - 940о - 960о С - для неблагородных сплавов, 930о С -для благородных сплавов. Время выдержки при конечной температуре; 3 минуты - для благородных сплавов, без вакуума, 1 минута - для неблагородных сплавов, без вакуума. На этапе нанесения 2-го опакового слоя можно специальными красками для опака нанести характерные особенности зубов у лиц пожилого возраста (трещины, пигментация и т. п.). Этап моделирования дентиновыми массами Дентиновый материал используется для моделирования основы коро-нковой части и при использовании керамической массы Duceram Plus соблюдение определенных принципов на этом этапе имеет немаловажное значение.

Фирма Ducera сделала шаг вперед в изготовлении керамических масс, выпустив на рынок керамику нового поколения, где одним из новшеств является разделение дентина на две группы: 1- интенсивно окрашенный с невысокой прозрачностью, который имеет название хромо-дентин - по маркировке (CD); 2- более прозрачный, но менее интенсивно окрашенный, обычный дентин - по маркировке (D). Каждому цвету соответствует определенный хромо-дентин (CD) и дентин (D), например: цвету А3,5 соответствует хромо-дентин (CD-A3 5) и дентин (DA3 5) т.д. Такое сочетание ден-тиновых масс расширяет возможности зубных техников при изготовлении керамических реставрации наиболее соответствующих естественным зубам.

 В местах, где требуется воссоздание интенсивно окрашенных областей, например, и межзубной зоне, в зоне фиссурной борозды и небной поверхности, используется хромо-дентин (CD) в чистом виде. Если необходимо достичь эффекта глубины цвета с сохранением определенной прозрачности, например в режущей 1/3 коронковой части, целесообразно использовать обычный дентин. Такая двухслойная техника нанесения дентина позволяет избегать недостатков, свойственных керамике прошлых лет и сгладить резкий переход от абсолютно непрозрачного опакового слоя (0% прозрачности) к относительно прозрачному дентину (60% прозрачности). Более того, керамические массы

Duceram (включая LFC) не требуют конденсирования и при правильном процессе обжига обладают прочной, гомогенной структурой и отличными цветовыми характеристиками. В комплект керамики Ducera Plus входят также опак-дентиновые массы SD-дентин, которые разбиты на 3 цвета по шкале VITA. Это - 3D - группы А (для всех тонов цвета ^),3D - группы В, 3D - группы С.

Для группы D используют смесь трех цветов в соотношении 1:1:1. Область применения этих керамических масс в тех критических зонах, где при минимальной толщине керамического покрытия (<0,3мм) необходимо сохранить цветовую гармонию. Чаще всего это при-шеечная зона коронок, изготавливаемых без использования керамического плеча, палатинальная (небная, язычная) область, где толщина керамики почти всегда <0,5 мм и т. д. 3D - дентины не используются в чистом виде, а смешиваются с соответствующим цветом хромо-дентина CD. Например: если выбранный цвет корон-ковой части А, а в пришеечной зоне более темный тон А, то для сохранения цветовой этетической ценности в пришееч-ной зоне следует смешать керамические массы 3D-A и хромо-дентин цвета A (CD-A ) в соотношении 1:1, и так .соответственно, для каждого выбранного цвета. На рис. 12 (здесь и далее см. стр.13) показано, как смесь керамических масс CD-A и 3D-A нанесена на при-шеечную область опорных коронок и промежуточных частей. В межапроксимальных областях наносится чистый хромо-дентин CD-А.

Для предотвращения прилипания керамики к гипсу в зоне промежуточной части используеться простои и эффективный метод. Влажная тонкая салфетка на гипсовой модели препятствует соединению керамики с гипсом в процессе наслоения, поэтому позже, при снятии работы с модели, проблем не возникает. Далее следует этап двухслойного нанесения дентиновых масс, где первый слой (подслой) дентина для большей интенсивности цвета выкладывается хромо-дентином (рис.13), а второй слой -обычным дентином (рис.14 ).

На этой фазе уже определяется форма моста, осевое направление коронковой части, позиции режущего края и другие характеристики (рис.15,16).

Следует обратить внимание на то, что только влажная технология наращивания керамики гарантирует однородность покрытия и невидимые переходы.

Дентиновое моделирование считается законченным, когда достигнута окончательная форма зуба. Далее на режущем крае и межапроксимальных поверхностях острым инструментом срезаются излишки керамики для адекватного расположения эмалевой и прозрачной масс (рис.17).

Уменьшенный объем восстанавливается прозрачными массами ТС, Т. ТО в различном сочетании (рис.18).

В середине режущего края у лиц пожилого возраста преобладают цвета оранжевый, хаки, карамель, поэтому целесообразно добавлять эти интенсивные керамические массы в прозрачный материал. Для имитации белых эмалевых пятен используют ТО в смеси с белой краской LFC (или аналогичной) в соотношении 5:1. Чем случайнее будет выбрана область точечного нанесения этой массы в районе режущего края, тем естественней будет выглядеть реставрация.

Здесь важно не перестараться. Принимая во внимание усадку материала после спекания,пространство в районе апроксимальнно-режущей зоны восстанавливается из ТС, т.к. окончательное оформление режущего края будет происходить на повторном моделировании (рис.19).

Режущий край у зубов с язычной стороны оформляется тонкой прослойкой опаловой керамической массы OS-10B , или ТС с добавлением голубого интенсива для создания т.н. подореола режущего края (К. Мютертис), в котором также желательны вкрапления из ТО или OS-50 (рис.20).

Эти особенности позже дадут результат в достижении живого эффекта в законченной работе. Окончательная анатомическая форма зубов с губной поверхности восстанавливается прозрачным материалом ТС или опаловой массой OS-10. Цвет облицовки с язычной стороны должен быть по возможности более естественным, поэтому чтобы избежать легкого просвечивания следует заглушить зону у режущего края в месте перехода каркаса в дентин (рис.21).

Эту область покрывают тонким слоем смеси 3D и CD, которая использовалась для пришеечной зоны. Природные вогнутые поверхности не должны быть выпуклыми. Язычная сторона облицовки должна выглядеть как у настоящего естественного зуба, а не как заготовка, имеющая нормальный вид только с фронтальной стороны. Поэтому с язычной стороны практически не используют обычный дентин, а используют интенсивные и заглушенные керамические массы, которые при тонком слое дают хороший эстетический вид.

Далее остальная язычная поверхность зубов восстанавливается CD-хромо-ден-тином с добавлением 1/5 части 3D дентина (рис.22). Зона эмалевых валиков, т.е. переход язычной поверхности в апрокси-альную восстанавливается эмалевой массой. Апроксимальнно-режущие края, однако, покрываются прозрачным материав-лом. Затем мост снимается с модели и соответственно влажными керамическим материалом восстанавливается анатомическая форма незначительно большего размера, учитывая усадку материала во время запекания, (рис.23).

Особенности структуры режущей поверхности и подготовка к запеканию. Зубы юношей отличаются от зубов людей более зрелого возраста особенно режущей поверхностью зубов нижней челюсти.

Особенности описаны в деталях, но в какой мере они используются зависит от индивидуального случая. Признаки клиновидной стираемости на режущей поверхности часто происходят от жевания и износа.

Дентин становится заметен, и поэтому необходимо использовать определенные цвета, как оранжевый, темно-бордовый, хаки, кукурузно-желтый для имитации таких характеристик.

Определенные цвета не должны использоваться однообразно для каждого зуба, потому что стертые поверхности естественных зубов не всегда расположены одинаково на каждом зубе. На клыках стертые поверхности можно увидеть чаще, тогда как на четырех передних резцах они варьируются в определенной степени.

В том месте, где необходимо нанести особенности стертых поверхностей на режущем крае, специально подготовленным зондом, вынимается керамический материал (рис.24). Эти выемки необходимо сделать в форме дентиновых клиньев. На клыках стертые поверхности обычно большие.

Эти дефекты можно сделать также при помощи зонда. Очень легко определить расположение стертых поверхностей, если используются фотографии или рабочие модели соседних зубов. Также, направление движения артикуляции показывает, где точно нанести глиссированные и стертые поверхности.

Перед запеканием керамика сепарируется в межзубных промежутках до опака, используя острое лезвие. Без такой подготовки, материал не будет давать усадку к центру каждого зуба во время первого спекания. Эта усадка к центру зуба обеспечивает требуемое место для моделирования дальнейших дополнительных характеристик. Затем следует первый обжиг.

Поверхность керамики должна иметь структуру «сахарного бисквита» после запекания (рис.25). ФАЗА 4: Режим 1-го дентинового обжига Duceram-Plus. Температура предварительной сушки-575-600°С (в зависимости от типа печи). Время предварительной сушки-6-9 минут. Скорость набора температуры-55°С в минуту Температура образования вакуума-575-600°С (в зависимости от типа печи). Конечная температура обжига -910°С Время выдержки при конечной темпе-

ратуре - 1 минута без вакуума. После запекания, насколько для этого имеется возможность, на данном этапе, следует направить все усилия на моделирование окончательной формы и воспроизведению естественных характеристик зубов.

Для более полного соответствия реконструкции натуральным зубам автор использует метод внутренней подкраски, который заключается в нанесении опаковых красок на спеченную поверхность.

Опаковые краски очень плотные и интенсивные и, благодаря этим свойствам, мельчайшие особенности цветовых характеристик натуральных зубов могут быть воспроизведены. Например: для создания натуральной структуры режущего края при естественной стираемости требуется обозначить резкую границу между вторичным дентином (который чаще всего имеет темно-оранжевый цвет) и эмалью.

Эту границу, обычно бордово-коричневого цвета, образует микроскопический зазор, который возникает на стертой поверхности режущего края из-за различной твердости эмали и дентина. Для имитации этой границы внутренние поверхности полости расположения вторичного дентина на режущих краях резцов и клыков подкрашиваются темно-коричневой и (или) бордово-коричневой опаковой краской, консистентность которой можно менять с помощью жидкости для глазури (рис.26).

Для имитации эффекта эмалевых трещин или пигментных пятен под увеличительным стеклом или микроскопом тонкие полоски наносят кисточкой или лезвием, также используя опаковую краску. В области режущего края это обычно белая, оттененная ванильной, краска (рис.27). Все эти особенности, однако, следует наносить очень осторожно и таким образом, чтобы достичь гармонии с природным образцом.

Ведь скопировать природу - основная цель зубного техника в каждой работе. Преимущество применения опаковых красок на этом этапе кроме всего, еще и в том, что они не требуют запекания, в отличие от других методов внутренней подкраски. Для закрепления опаковых красок на керамике достаточно просушить работу в печи при открытом муфеле в течение 5-8 минут.

После этого краски достаточно прочно держатся на поверхности и при аккуратном дополнительном наслоении керамики не нарушаются. Дополнительное наслоение керамических масс

Точно подогнанная работа на модели - та ступень, с которой начинается корректировочный обжиг. Естественно, зубным техником осуществляется контроль окклюзии и окклюзионных взаимоотношений в артикуляторе, выявляются зоны преждевременного контакта и определяется пространство для дополнительного наслоения керамических масс.

При необходимости такое пространство создается, и здесь предварительный совет окажется дельным: сделайте поправку на достаточно сошлифованный объем, тем самым обеспечивая себе необходимое творческое пространство. Если зубным техником используется метод внутренней подкраски, то его необходимо делать на этом этапе, после всех окклюзионных коррекций и шлифований.

Как было описано, ранее метод внутренней подкраски помогает воспроизводить мельчайшие особенности цветовых характеристик зубов, особенно при имитации структуры режущего края у зубов с признаками абразии (стираемости). Очень часто контрастные цвета обнаруживаются на стертых зонах режущей поверхности, а именно, на внутренней поверхности между эмалью и вторичным дентином.

Из-за разницы в твердости эмали и вторичного дентина между ними образуется микроскопический зазор, который со временем интенсивно окрашивается и визуально является резкой цветовой границей между эмалью и вторичным дентином. Эта граница редко бывает одного цвета, и может варьироваться, в зависимости от определенных причин, от темно-коричневого в апроксимальной области до кукурузно-желтого в центральной зоне.

После окончания этапа подкрашивания первая ступень - заполнить межзубные промежутки. Почти всегда эти зоны имеют более интенсивный цвет и целесообразнее пользоваться чистым хромо-ден-тином (CD) иногда даже на тон ниже основного цвета. Затем полости на режущей поверхности заполняются цветным дентином (на-пример-Caramel,Peach) из набора Duceram-PLUS для профессионалов, или из набора CCS, возможно даже в двух цветовых слоях (Рис 28. здесь и далее см. с. 15). В дальнейшем на готовой работе становятся видны эти цветовые нюансы, которые делают структуру режущего края типичной как у естественных зубов с признаками абразии (стираемости).

Перед установкой мостика на модели следует изолировать гипс в зоне промежуточных звеньев, а также в области шеек опорных зубов. Одним из лучших материалов для этого служит средство "Picosep" фирмы "Renfert", которое в сочетании с упрочняющим, не создающим поверхностную пленку, циан-акриловым клеем "Luqicol" избавляет зубного техника от проблемы остатков керамической массы на гипсовой модели.

Важно! Излишки изолирующего средства должны быть тщательно убраны с ги-повой модели. В противном случае керамика может впитать в себя излишки данного средства, и после обжига приобретает молочный оттенок. На керамике, со стороны десны, а также и на пришеечный край опорных коронок (при необходимости) наносится смесь 3D:CD соответствующего цвета. Здесь возможно применение керамического материала SMH для создания керамического плеча, который обжигается при температуре дентинового обжига. Мостовидный протез устанавливается на модель и точно подгоняется с помощью легкой вибрации.

Затем следует наслоение флюорис-цирующих керамических масс (FLU-ден-тинов соответствующего цвета), которые способны отражать лучи ультрафиолетового спектра и придавать готовой работе способность преломлять искусственный и естественный свет аналогично натуральным зубам. FLU-дентин должен более плотно покрывать пришеечную зону и сходить на нет к режущему краю (рис28,29). Для формирования структуры режущего края целесообразно применять опаловые массы, входящие в набор для профессионалов ("Professional set") или в набор "Adventage". Режущий край естественного зуба в большинстве своем дает цветовое изменение от сизо-голубого в апроксимальной режущей области до оранжево-желтого в центре зуба. Это важно помнить, потому что по такому же принципу формируется режущий край облицовки. В апрок-симально- режущей зоне наслоение идет от опаловой массы OS-10B(голубоватый оттенок), которое через тонкие вертикальные слои различных по цветовой гамме прозрачных, транспорентных, FLU-ден-тиновых масс заканчивается в центре режущего края наслоением опаловой массы 0S-10G (оранжевый оттенок) (рис.29,30). Формирование структуры режущего края не затрагивает зону расположения цветовых вкраплений, имитирующих вторичный дентин (Рис. 31). По такой традиционной схеме, которая, однако, может варьироваться в той или иной степени, идет формирование остальной группы зубов (рис.32,33) - вид со стороны режущего края. Вся форма внешних наслоений заканчивается нанесением с губной и с язычной стороны транспорентной массой ТС в чистом виде, либо смешанной с дентином или эмалевыми массами в соотношении не более 1:1. Такой прозрачный слой делает зуб объемным и придает естественный эффект. С язычной же стороны эмалевые валики выглядят естественно, если используется масса для режущего края в чистом виде, например S III, OS-15, OS-50 (Рис. 34).

Затем следует второй обжиг. Фаза 5: Режим второго дентиново-го обжига Duceram-PLUS Температура предварительной сушки. - 575 - 600О С Время сушки 4-7 мин. Скорость набора температуры - 55О C в мин Температура образования вакуума - 575-600° С Конечная температура обжига - 900-910° С Время выдержки при конечной t° - 1 мин без вакуума. Работа после второго обжига вид со стороны режущего края (Рис.35,36). После второго обжига , можно увидеть как мост будет выглядеть во рту пациента.

Окончательная обработка и формирование морфологических особенностей зубов проводится алмазным инструментом (рис.37). Тонким сепарационным диском обрабатываются апроксимальные поверхности, стремясь достигнуть анатомически правильной сепарации (рис.38).

В инцизальной зоне создавать иллюзию отдельно стоящих зубов с различной позицией режущего края удобно с помощью тонкого алмазного мини диска (рис.39).

Обработка протеза на этом этапе до его окончательной формы требует настойчивости и терпения, а самое главное - точности. Совершенная форма керамической реставрации достигается только при добросовестной обработке каждого зуба с губной, межапроксимальной (которая по объему занимает около 25 % всей поверхности коронки), пришеечной, язычной и режущей поверхности. С возрастом пациента, особенности патологической стираемости твердых тканей проявляются на губной и режущей поверхности. Они должны быть воспроизведены и на облицовке. Ведь нашей задачей является создание естественно-выглядящих зубов, а не протезов с вводящими в заблуждение характеристиками. Переход от коронковой части в шейку зуба часто дает очень тонкую демаркационную линию, иногда даже поднутрение.

Эту особенность можно повторить с помощью твердосплавного карбидного бора (рис.40), заточенного алмазным инструментом, который также подходит для мельчайшей коррекции режущего края.

Вид на модели со стороны режущего края (Рис. 41). Все поверхности контактирующие с десной должны быть абсолютно гладкими и однородными. Этого нельзя достичь только обжигом глазури, поэтому перед глазурованием эти поверхности выравниваются и полируются силиконовыми полирами для керамики (например, ф. Renfert). (Рис. 42,43). Оставшиеся зубы являются хорошими образцами для формирования структуры губной поверхности, которая имеет продольные и поперечные бороздки и много тонких, едва заметных подробностей.

Окончательная обработка должна проводиться добросовестно, чтобы критический анализ не смог выявить "наполовину законченные места". (Рис.44, 45) - работа перед глазуровочным обжигом.

Подкраска и окончательный обжиг глазури Окончательное выделение особенностей в почти завершенной работе проводится керамическими красками. Цвета: черный, белый, ванильный, желто-кукурузный, темно-бордовый, сизо-голубой, темно-оранжевый, хаки на первый взгляд равнозначны с реальными возможностями природы. Часто даже не требуется их смешивание.

Керамические краски должны использоваться умеренно, так как они предназначены для дополнительного выделения уже отмеченных особенностей, и уже более четкого их оформления, где в этом есть необходимость.

Краски могут быть использованы для обозначения толщины шейки зуба, для воспроизведения пломб и т. д. Тонкая граница между коронкой и шейкой зуба может быть дополнительно выделена керамической краской, но, следует всегда помнить: чем меньше красок, тем лучше. Фирма «DUCERA» выпускает универсальный набор керамических красок LFC, которые имеют широкий спектр необходимых оттенков и которые подходят для всех типов керамических масс, представлены сегодня на рынке. Нижний предел температуры спекания красок LFC - 640 0С. Верхний предел температуры , при которой их цветовая насыщенность остается прежней около t - 940 0С, что позволяет применять их с любыми керамическими массами.

На рис.46 (здесь и далее см. стр. 18) -подготовленный к глазуровочному обжигу протез, покрытый тонким слоем глазури. Следует отметить, что излишки глазури перед покраской должны быть убраны. Правильный прием, когда глазурь тщательно втирается в поверхность керамики, заполняя тем самым все микропоры. Излишки влажной глазури убираются почти сухой кисточкой. Важные цветовые характеристики в облицовке были выполнены еще на этапе наращивания и здесь требуется только обозначить незначительные мелкие, едва заметные особенности, присущие натуральным зубам. На рис.47 с апроксимальной стороны клыка в пришеечной области слегка окрашиваем шейку (например, краской цвета «CARAMEL» №17 из набора LFC).

Тонкая демаркационная линия перехода коронковой части в пришеечную зону в большинстве случаев, даже у лиц молодого возраста, имеет тонкую, едва заметную, темно-бордовую окраску, которая усиливается на апроксимальной пришеечной зоне (рис. 48). У лиц пожилого возраста в этом месте интенсивность окраски доходит до почти черного цвета (рис.49). Примерно по такому же принципу идет тонкое обозначение деталей, которые имеются на естественных зубах (рис.50,51,52). На этом завершающем этапе каждый зубной техник имеет свободу в воспроизведении индивидуальных особенностей.

Однако не следует забывать, что чрезмерное увлечение окрашиванием может вызвать непонимание творческих художественных способностей зубного техника пациентом и стоматологом и, как следствие, отказ от такого внешнего оформления работы. Всегда необходимо добиваться гармонии с естественными зубами. И только те протезы могут считаться красивыми, которые незаметны для окружающих.

Если есть возможность, всегда нужно этап окончательной подкраски проводить в присутствии пациента, делая его равноправным участником творческого процесса. При этом, согласовывая каждый шаг на заключительном этапе, зубной техник дает возможность пациенту почувствовать и правильно оценивать невероятно большие затраты, которые связаны с изготовлением эстетических конструкций.

Окончательный глазур. обжиг DUCERAM-PLUS: температура предварительной сушки 600 ЛС время сушки 4-7 мин. скорость набора температуры 55 ЛС в мин. конечная температура обжига 890 ЛС время выдержки при конечной температуре 1-3 мин. (в зависимости от желаемого блеска). Обжиг проводится без вакуума. После обжига открытые металлические поверхности полируются с помощью резиновых полиров (рис.53). Также желательно применение полирующих средств для керамики ф. «RENFERT». Фетровые насадки, выпускаемые этой фирмой, пропитаны полировочной алмазосодержащей пастой и готовы к применению (рис.54,55). Полировка придает степень износа и стертости, а вместе с тем и интенсивный эффект глянца. Возможность гигиенических мероприятий - одной из основных требований, предъявляемых к протезам. Поверхность промежуточных частей обращенных к десне обязательно должна иметь максимально гладкую, глянцевую поверхность, существенно снижая степень образования зубных отложений и риск возникновения воспалительных заболеваний десневой области (рис.56). Законченная работа. (рис.57, 58,59).

Заключение. Процесс технологии полной керамической облицовки моста, описанный в этой статье, иллюстрирует массу возможностей, которые могут быть достигнуты с помощью современных керамических материалов. Невозможно показать все эстетические возможности керамики, так как разнообразие в природе почти неогра-ничено. Многие индивидуальные особенности и пределы сочетаний могут быть только представлены, как немногие из возможностей. Природа показывает новые примеры каждый день, которых специалисты по керамике добиваются снова и снова, для того чтобы повторить ее умение, совершенствуя свое мастерство и профессиональную преданность своему делу.

Методику описанную в этой статье не следует принимать за образец, ее необходимо рассматривать как пример отобранный для того, чтобы показать влияние формы, поверхности и расположения зубов на эстетический эффект протезирования. Осуществление превосходного протезирования является очень трудной задачей и зубной техник играет огромную роль в достижении конечного результата. Удачное же протезирование придает гордость и счастье, особенно если оно нравится пациенту.

Автор: зубной техник высшей категории.

Курс усовершенствования зубных техников кафедры ортопедической стоматологии и имплантологии института повышения квалификации ФУ «Медбиоэкстрем» (зав. кафедрой профессор Олесова В.Н. т. 196-48-75).

Фотографии работы выполнены автором статьи.