Изготовление модели

Изготовление модели
В начале каждой зуботехнической работы изготавливаются модели. Этому виду работы иногда придается второстепенное значение. В гипсовочной очень часто трудятся неспециалисты, что, в принципе, не так плохо, но они должны быть соответственно обучены и обязаны понимать чрезвычайную важность своей ежедневной деятельности. Изготовление модели, так же как и загипсовка в артикулятор, не являются операциями, которые выполняются «спустя рукава». Оттого, насколько тщательно выполняются отдельные этапы, зависит точность припасовки готовой работы не только на модели, но и в полости рта. Модель вместе с оттиском являются важными источниками информации для зубного техника. Они дают нам сведения о препарировании, структуре оставшихся зубов и состоянии десны. Если мы будем исходить из того, что оттиск отлично отражает все детали, мы должны быть так же уверены, что и модели будут отличными. Во время снятия разных видов оттисков и использовании различных оттискных материалов, от гидроколлоидных до силиконовых, необходимо исключить возникновение неточностей. В этой главе я хотел показать известный мне в настоящее время самый надежный и простой путь изготовления моделей.
Наверное, в нашей работе мы должны научиться, прежде всего, «видеть». Это означает — уметь отмечать малейшие детали. Мало только подобрать цвет. Имея лишь эту информацию, невозможно изготовить естественную и, в полном смысле этого слова, «невидимую» коронку.
Матиас Вецлер сконцентрирован на работе. В своей ежедневной деятельности он использует оптику с трехкратным увеличением, которой абсолютно достаточно. При большем увеличении уменьшается резкость и сложнее рассмотреть мелкие детали. При работе с микроскопом технику труднее удержать модели в правильном положении. Желание пациента — иметь красивые зубы. Нашей целью является выполнение работы с учетом его пожеланий. Мы должны обращать внимание на то, как выглядят естественные зубы, и по возможности отмечать все их особенности. Это «изучение зуба» должно помочь нам при изготовлении керамических коронок.
Мамелоны, голубой или белый режущий край, трещины эмали, различно окрашенные участки на зубе и различные текстуры поверхности зуба имеют большое значение при работе с облицовочной керамикой и композитами. Все это мы должны учитывать, чтобы получить гармоничную реставрацию.
Высококачественная работа, наряду с искусством врача — стоматолога, начинается с изготовления модели. После того, как мною были испробованы все известные на стоматологическом рынке системы, мой выбор пал на систему Zeiser-Modell. Она отличается высокой точностью и дает возможность быстрого изготовления модели. Платы надежно установлены в артикулятор при использовании Splitcast. Одним из преимуществ данного метода является то, что эта система позволяет изготавливать аккуратные и чистые модели.
Подготовка к изготовлению моделей по системе Zeiser-Modell требует особого внимания, так как правильное расположение оттиска на этом этапе в дальнейшем определяет точность расположения пинов в плате. Оттискный материал не должен выходить за края ложки (или его нужно срезать), нельзя, чтобы он был продавлен, потому что эти «деформации» отрицательно влияют на точность оттиска. Это особенно важно для гидроколлоидных оттисков, но это должно быть правилом при использовании всех остальных видов оттисков. Тогда результатом является точная работа. Силиконовый валик, который, с одной стороны, предотвращает вытекание гипса, а с другой, служит опорой для 1ъаты, не должен касаться оттискного материала и деформировать оттиск. В противном случае возникнет искажение, и изготовленная работа не будет припасована в полости рта.
Установочным штифтом выбираем оптимальную позицию измерительного штифта. В плате на соответствующих участках просверливаем отверстия. После окончательного высверливания в плату вставляем штифты. Я придавливаю их кончиками пальцев. Некоторые мои коллеги переворачивают плату таким образом, чтобы штифты касались поверхности стола и придавливают ее. Этот метод часто приводит к большой ретенции штифтов в пластиковой плате и раздражает при работе. Также нежелательна подвижность штифтов, так как в этом случае штампики или блоки штампиков при шлифовании могут выпадать.
Уже неско/ько ует я использую GILPLAST и другие гипсы GIULINI. У GILPLAST отличная текучесть и прочностные характеристики, а также хорошее отображение текстуры поверхности зуба.
Для того чтобы расширение моделей было одинаковым, очень важно гипс и воду замешивать в правильных пропорциях.
Лучше взвешивать воду, потому что весы всегда точнее, чем мерный стаканчик: 1 мл воды не всегда весит 1 г, потому что удельный вес воды другой. При взвешивании я получаю точное значение.
Для отливки модели берем 100 г гипса.
Для отливки модели берем 20 г воды.
Гипс накладываем на плату так, чтобы между штифтами не бььо пузырей.
Гипс и воду хорошо смешиваем до тех пор, пока весь порошок не впитается.
Я замешиваю гипс в вакууме 50 сек.
Слепок заливаем гипсом с одной стороны, чтобы избежать появления воздушных пузырьков.
Потом плату переворачиваем и свободно, без давления погружаем в оттиск. Ни в коем случае нельзя давить на плату, это приведет к деформации оттиска и возникнет неточность.
Через час модель вынимаем из формы и отделяем зубной
рщшшш,- трыж спокойно расширяется.
Когда гипс высох, зубной ряд вырезаем и чистим зубной щеткой. После застывания гипса нужно избегать контакта модели с водой. Контакт с водой может изменить объем модели и нарушить точность.
На этом рисунке хорошо видны границы препарирован ия и тонкая структура десны.
Окончательно распиленная модель выглядит очень аккуратной и чистой. Работать с такой моделью приятно.
Надеваем оптические очки и скальпелем тщательно удаляем гипсовые шарики.
До установки модели в артикулятор жевательные поверхности необходимо обследовать на наличие пузырьков. Эти маленькие гипсовые шарики не позволят сопоставить модели, и возникнет неточность.
Очень удобно, когда отдельные штампики отмечены точками. Как правило, эти отметки делают на мезиальной поверхности нижней части штампика. Например: первый зуб — одна точка, второй — две точки, третий — три точки, четвертый — одна точка, пятый — две точки, шестой — одна точка, седьмой — две точки, восьмой — три точки. С помощью этой простой системы я нахожу очень быстро нужное место для штампика в плате и не трачу много времени на поиски его места. Для изоляции уучше вынуть все штампики из платы и разложить на столе более или менее по порядку.
На обратной стороне платы видны просверленные отверстия. Перед тем, как установить платы в артикулятор, эти места необходимо заизолировать силиконовой массой, так как потом между цокольным гипсом и платой может возникнуть зазор. Это особенно важно для дальнейшей точной установки штампиков. Часто случается, что маленькие крошки гипса попадают в этот промежуток, что приводит к возникновению неточностей. Более того, это сильно нервирует.
Таким образом, модели отлично подготовлены для установки в артикулятор. После загипсовки моделей в артикулятор, мы установили, что резцовый (опорный) штифт в начальном нулевом положении не касается резцового столика. Причиной этого часто является использование цокольного гипса, который дает большое расширение. Не накладывайте цокольный гипс слишком высоко. После установки моделей в артикулятор необходимо провести пришлифовывание контактных пунктов. Зубы в полости рта имеют небольшую подвижность за счет шарпеевских волокон. А также сосудистые пучки, расположенные в апикальной части зуба, отвечают за «податливость» парадонта. Это имеет значение при использовании разных систем снятия оттисков. Например,- гидроколлоидные оттиски дают очень небольшие изменения отображения тканей полости рта, и наоборот, снятие оттисков с использованием коррегирующей массы дает большее изменение,, Эти преждевременные контакты должны быть непременно пришлифованы до начала работы.
Добиваемся контактов на всех зубах — антагонистах.
Если верно проведена пришлифовка моделей, и они правильно установлены в артикулятор, то опорный штифт должен снова контактировать с резцовым столиком.
Наносим на антагонисты топкий слой спейсера.
Точно пришлифованные модели справа и слева готовы к моделированию новой работы.
Правильное использование спейсера очень важно при изготовлении работы на золоте.
Хороший гипс сам по себе очень твердый и стабилен по краям. Однако лучше, если штампик будет дополнительно упрочнен. Я использую для этого светоотверждаемый штумпфлак, с помощью которого в то же время можно закрыть поднутрения. Он образует место для цемента.
Гравируем границу препарирования.
Я наношу этот лак на жевательную поверхность двумя слоями и одним слоем покрываю всю культю зуба.
В своей работе я использую светоотверждаемый прозрачный штумпфлак фирмы Bredent.
При работе с этим аппаратов необходимо обращать внимание на правильное расположение штампиков и избегать их соприкосновения друг с другом.
Для предварительного светоотверждения этого лака я использую аппарат ESPE ALFA. Это исключает появление пузырьков при дальнейшем отверждении в аппарате ESPE BETA VARIO.
В аппарате ESPE BETA VARIO штампики светоотверждаем под вакуумом всего лишь 15 минут и получаем гладку. поверхность культи без смазанного слоя.
Подготовленные таким образом штампики имеют более прочную поверхность, это имеет большое значение при изготовлении золотых каркасов — при припасовке заготовок не царапается штампик. В противном случае коронка никогда не будет соответствовать культе зуба в полости рта пациента.