КЕРАМИКА, как много в этом слове .

КЕРАМИКА, как много в этом слове .

Вероятно, многие из Вас уже давно работают с дентальной керамикой. А может быть, Вы только сейчас решили познакомиться с данным материалом?

Стефан Шмид, «Хереус Кульцер», Германия

 

Многие зубные техники, уже имеющие опыт работы с керамикой, знают, что при применении этой технологии неизбежным моментом является преодоление трудностей и препятствий, обусловленных особенностями этих материалов.

Благодаря постоянно накапливаемому опыту, мы учимся их преодолевать, но при этом все равно постоянно сталкиваемся все с новыми и новыми проблемами.

В настоящее время существует множество керамических систем, применяемых для изготовления цельнокерамических реставраций и для создания металлокерамических конструкций.

Каждая из этих систем является по-своему уникальной и имеет свою неповторимую специфику нанесения, и поэтому у зубных техников нередко возникают затруднения при выборе оптимального решения в каждой конкретной клинической ситуации.

Для того, чтобы не остаться посредственностью и обеспечивать свой профессиональный рост, требуется постоянное расширение и углубление знаний в этой области.

Следует признать, что профессиональное совершенствование в области создания металлокерамических зубных протезов является достаточно сложным делом.

И как любое настоящее мастерство, невозможно обойтись без неудач, постоянно напоминающих нам о границах наших возможностей. Опираясь на свой многолетний опыт работы и практические навыки в создании металлокерамических протезов, мне хотелось бы рассказать о некоторых секретах использования дентальной керамики и ее особенных свойствах, открывающих широкие горизонты в стоматологии и существенно облегчающие работу зубного техника.

Я долго работал над созданием эстетичных металлокерамических реставраций и знаю, сколько часов требуется для того, чтобы научиться обращаться с данным материалом и достичь того результата, который ожидают от настоящего мастера.

Я учился этому искусству в то время, когда невозможно было просто получить необходимые знания на курсах. Все специалисты скрывали рецепты своего успеха, являясь единоборцами на пути к своему индивидуальному стилю в данной области.

Каждый зубной техник имеет свой неповторимый стиль, находящий отражение в его работах. Но сегодня ситуация изменилась, и техники привыкли, что современные дентальные керамические массы выпускаются с готовыми индивидуальными цветами и наборами раскрашивающих масс.

О секретах создания цветовых эффектов можно узнать на специальных курсах при изучении технологии изготовления металлокерамических протезов. В настоящее время одной из главных задач при создании современных масс является стремление облегчить работу при моделировании коронок и мостовидных протезов.

Однако и сегодня также не просто разобраться в многообразии этих масс. Искусство техника заключается в том, чтобы используя свои знания и опыт, проявить свое искусство и нанести слои керамики на металлический каркас таким образом, чтобы они создали композицию, в совершенстве копирующую природу и создающую иллюзию натуральности.

Воссоздание коронки, не отличающейся от природного зуба - вот высший смысл работы зубного техника. Для этого нужно уметь наблюдать за природой и опираться на весь арсенал существующих знаний, обеспечивающих условия для полноценной имитации.

И здесь путь познания может являться главной целью, к которой стоит стремиться. Накопленный годами опыт обращения с множеством керамических масс позволяет нам так их наносить на протез и так комбинировать, что в результате мы можем получить какой-то определенный цвет, например, — простой цвет А3.

При создании этого цвета возможен совершенно разный организационный подход: с трудоемкими или менее трудоемкими рабочими этапами. При этом можно абсолютно достоверно выявить мельчайшие, но характерные различия, приводящие к успеху или неудаче.

Например, Вы можете взять любой опак и сравнить его с дентином соответствующего изначального цвета.

Безусловно, Вы увидите, что эти опаки чаще всего имеют существенные отличия: либо слишком светлые, либо слишком темные. Использование трехслойной техники нанесения керамики практически для всех известных керамических систем вызывает большие трудности и не способствуют быстрому достижению цели, требуя применения дополнительного материала, так называемого, опака Croma — Dentin (хромадентинного опака).

Таким образом, большинство керамических систем конечно пригодны для использования в соответствии с рекомендациями изготовителя, но только при наличии необходимого опыта и дополнительных материалов.

Если же вдобавок к этому в какой-то клинической ситуации выявляется недостаток места для нанесения керамики, то трудоемкость процесса уже не ограничивается простым наслоением дентина и резцовой массы.

Для решения такой проблемы производители предлагают уже другие дополнительные материалы, так называемые, хромаопаковые дентины (Croms- Opak -Dentine). Все они имеют свои особенности.

Техник должен использовать эти материалы таким образом, чтобы выявленный неправильный цвет опака не проглядывал бы сквозь дентин в готовой конструкции.

Таким образом, техник, используя дополнительные средства и свой опыт, может исправить ситуацию в том участке, где есть риск просвечивания опака, применяя более интенсивные цвета дентинных масс. Но с другой стороны, в этой ситуации появляется риск, что эти же хрома — дентинные опаки, но уже в других участках, где имеется достаточно места, будут способствовать изменению цветового восприятия.

Ведь в данном случае хромовая масса (Croma) будет слишком темной, и поэтому цветовой оттенок будет более интенсивным. Какой выход мы видим в данной ситуации?

Казалось единственной возможностью здесь опять будет сложное смешивание дентинной массы и хрома — дентинного опака, либо сочетание цветов, которые помогут обеспечить после обжига однородный цвет.

Однако в данном случае разумнее будет все-таки сделать другой выбор основного цвета опака. Опытные техники столь умело используют массы, что описанные сложности при указанных пространственных соотношениях при нанесении слоев не составляют для них особой проблемы.

С невозмутимым спокойствием они используют для этого свой опыт. Однако почему техники всего мира должны следовать философии вчерашнего дня и постоянно бороться с проблемами, которых вообще не должно быть? Ведь можно жить гораздо легче.

С развитием синтетической керамики HeraCeram фирмы Хереус Кульцер эти проблемы на самом деле уже решены. В данной системе опаки уже входят в состав соответствующих дентинных цветов.

А самое главное, все составляющие этой керамической системы обладают одним уникальнейшим эффектом, свойственным натуральному зубу, — флюоресценцией.

Поэтому любому зубному технику, не зависимо от его стажа и опыта, без особого труда удается получать желаемый цвет без использования дюжины дополнительных масс и красителей.

Очень важно, что более производительный и легкий путь создания металлокерамических конструкций существенно экономит время зубного техника и позволяет ему постоянно повышать свою квалификацию.

В сотрудничестве с Паулем Фихтером, который сделал для этой статьи несколько снимков, и на основе естественнонаучных принципов учения о цвете и функционирования человеческих зубов была разработана цветовая концепция, которая полностью ориентирована на практическое использование. Не спорю, наверное, это звучит несколько упрощенно.

Но на самом деле это соответствует действительности. Благодаря удачному цветовому соответствию опака и дентина удается обеспечивать абсолютно естественный цвет коронки (рис. 1—2). Это значительно улучшает результат работы и не требует дополнительного обучения техника. Просто дентин наносится на опак, а затем наносится масса для резцового края.

Для этого Вам только придется отказаться от некоторых понятий прошлого. Например, от создания запасных объемов на этапе дентинного обжига, являвшегося необходимым условием при работе с другими массами, и применявшегося для предотвращения образования трещин вследствие усадки мостовидных протезов в межзубной области.

Отпала необходимость и в изменениях формы, которые были обусловлены усадкой во время обжига. В синтетической керамике HeraCeram точное соответствие компонентов и характерная зернистость порошка способствуют улучшению качества продукта и снижают усадку во время обжига.

Вообще данная дентальная керамика является революционным материалом, который уже на протяжении ряда лет используется в качестве основы при производстве стекловолоконных проводов, и благодаря своему великолепному качеству идеальна для использования в стоматологи и.

Высочайшее качество полученного в лаборатории кварцевого стекла, почти не содержащего лейцит, обеспечивает минимальное стирание природных зубов-антагонистов.

При этом материал обладает превосходной прочностью и устойчивостью в полости рта. В основе структуры уникальной системы находится вещество Pyro- Syg.

Можно сказать, что HeraCeram является форейтором дентальных керамических масс и основным материалом современной стоматологии и ориентированным, прежде всего на простоту применения, производственную эффективность и достижение идеального результата с наименьшими технологическими затратами.

Техник получает возможность больше сконцентрироваться на самых существенных моментах своей работы, а не сталкиваться постоянно с новыми проблемами, возникающими при нанесении слоев керамики.

Прежде чем приступить к изложению принципов нанесения слоев HeraCeram (чтобы каждый читатель смог выявить параллели, опираясь на свой опыт работы с керамическими массами), давайте вначале поговорим о некоторых особенностях природных зубов.

Это поможет определить изначально, какой же все-таки должна быть дентальная керамика. Прежде всего, наиболее важным аспектом является восприятие зубов в условиях различного освещения. Совершенно очевидно, что цвет одного и того же зуба имеет значительные отличия при разном освещении.

Приглядитесь к природным зубам, и Вы увидите, что яркость и светопреломление у них разные. В природном зубе существует некая субстанция, которая превращает невидимый для человеческого глаза свет в видимый.

Эти свойства обеспечены эффектом флюоресценции. У более светлых зубов он выше, а темные зубы обладают более низкой флюоресценцией. От флуоресценции зависит и другое свойство натурального зуба — транспарентность (или прозрачность).

Более светлые цвета, сконцентрированные в ядре дентина, создают эффект матовости (непрозрачности), несмотря на то, что верхний слой зуба (эмаль) на самом деле является прозрачным (рис. 3 — 4). Это обусловлено тем, что световые лучи, проходящие через зуб, воспринимаются извне с разной степенью рефлексии.

Большинство керамических масс не обладают этим уникальным эффектом флюоресценции, либо имеют его в незначительном объеме. Например, керамические системы Ducera обладают флюоресценцией, но для всех цветов она подобрана таким образом, что оказывает постоянное влияние на световую рефлексию.

Таким образом, техник не получает возможности управления цветом в создании рефлективных различий, либо вынужден использовать дополнительные массы.

Но ведь мы знаем, что в зависимости от яркости природного зуба, эффект флюоресценции таит в себе важный момент цветового воздействия. У более светлых цветов он существенно выше, у более темных — ниже.

По примеру природных зубов, производитель материала HeraCeram подобрал флюоресценцию к каждому цвету таким образом, что при наложении слоев в процессе создания керамической коронки получается великолепный цветовой результат.

Зубные техники, создающие эстетичные протезы и использующие при этом различные керамические массы, для создания подобных эффектов пытаются использовать модифицированные массы, но они, к сожалению, снижают качество хромовых масс и не всегда позволяют достичь оптимального результата.

Таким образом, даже самые сильные стремления к естественности не всегда могут быть удовлетворены использованием подобных раскрашивающих масс.

ПРИМЕР: Цвет зубов становится видимым, благодаря свету. Восприятие зависит от источника света и управляется им. Световая рефлексия, длина волны влияют на цвет и придают протезу естественность натурального зуба. Цветовое воздействие и рефлексия регулируются влиянием флюоресценции и транспарентности природных зубов.

Таким образом, при цветопередаче флюоресценция и прозрачность находятся в непосредственной зависимости друг от друга. Керамическая масса HeraCeram обладает уникальной способностью создавать различные виды рефлексии и, благодаря этому свойству, при воздействии источников света имитируется восприятие, аналогичное восприятию натуральных зубов (рис. 5 — 6).

Поэтому зубные техники, использующие в своей работе керамику HeraCeram, уверены, что они сделали правильный выбор. Благодаря материалу HeraCeram технологические процессы стали менее трудоемкими.

А те техники, которые до сих пор гордятся трудоемкостью своей работы и не делают никаких попыток облегчить свой труд, — просто удовлетворяют свои амбиции и тщеславие.

Важно помнить, что природный зуб имеет полную светопроводность в отличие от металлокерамической коронки, в основе которой находится металлический каркас.

И если в естественном зубе только темная ротовая полость оказывает влияние на цветопередачу и воздействует на световую рефлексию и абсорбцию зубов, то при наличии металлокерамических протезов ситуация существенно изменяется.

Интересно, что при условии смыкания зубных рядов и при открывании полости рта восприятие цвета одних и тех же зубов будет различным. В данном случае это зависит от особенностей светопреломления в области резцового края.

Так, например, при открытой полости рта коротковолновый свет, проходящий сквозь фронтальные зубы верхней челюсти, выходит с небной поверхности как оранжевый свет, а затем рефлектирует обратно на вестибулярные поверхности зубов нижней челюсти.

Он ищет выход обратно через зуб и опять становится оранжевым, на этот раз в области вестибулярной поверхности фронтальных зубов верхней челюсти. А преломление света придает зубам синеватый цвет. При этом резцовая область приобретает сероватый оттенок. При создании металлокерамических протезов зубной техник сталкивается со значительными трудностями.

Кроме сложностей, связанных с дефицитом места для нанесения керамики, большое значение имеет наличие металлического каркаса. Именно этот каркас не позволяет свету пройти сквозь него.

В этом мы видим большую проблему, ведь через природный зуб свет проходит полностью. Поэтому в большинстве случаев в металлокерамической коронке становится видимым темный контур, который позволяет предположить, что на зубе имеется протез.

В данном случае материал HeraCeram превосходит другие керамические массы, как это видно на рисунке 7, так как благодаря светооптическому обману свет во флюоресцирующей опаковой массе отражается в сторону наблюдателя. Таким образом, исключено образование теней и создается впечатление, что свет проходит сквозь весь объект.

Керамические массы, у которых опаки не обладают эффектом флюоресценции или если она всегда остается постоянной и неизменной, значительно уступают материалу HeraCeram. Коронка, сделанная из керамики, не обладающей эффектом флюоресценции, абсорбирует свет и, несмотря на один и тот же основной цвет, кажется темной.

Мы наблюдаем такую картину при ультрафиолетовом освещении, но надо оказать, что подобное восприятие существует также и при дневном свете, так как в дневном свете также содержатся ультрафиолетовые лучи. В опаках керамической системы HeraCeram все компоненты, обеспечивающие эффект флюоресценции, очень тщательно подобраны и дозированы.

Более светлые цвета, такие как А1, имеют более высокую степень флуоресценции, и затем идет постепенное понижение до цвета D4. Меня постоянно спрашивают зубные техники, какими интенсивными массами лучше всего пользоваться для того, чтобы скрыть дефекты. Как наносить мамелоны?

Или как придать резцовой области голубоватый оттенок? Ответ может быть только общим, учитывающим опыт обращения с конкретной массой. Я считаю, что зубной техник сегодня неразрывно связан с прогрессивными материалами, которые имеют отличные от традиционных материалов свойства.

Они появились благодаря многолетнему развитию человеческой мысли и призваны стать решением насущных проблем. Таким материалом стал HeraCeram, над созданием которого трудились лучшие инженеры-технологи керамического производства.

Это керамика для всех, это — материал, функционирующий как природа. Мы учились копировать цвета благодаря пигментам в керамических коронках. И иногда кажется, что излюбленными цветами бесчисленного множества зубных техников являются оранжевый и синий.

Я постоянно встречаю коллег, которые стремятся подчеркнуть цвет подобными сильными пигментами. Они испытывают большую зависимость от этих двух цветов и применяют их, где нужно и не нужно. Зачастую решение принимается при определении цвета зуба пациента.

Этот неизменный цветовой образец воссоздается техником с помощью традиционных керамических масс, словно выдалбливается в камне. Я обращаюсь к тем, кто ориентируется на природную эстетику и именно для этого намерен использовать керамику.

Искусство естественной цветопередачи заключается в удалении лишних цветов, в оперировании рефлексией масс, в понимании влияния света. Если мы видим желтое, мы пытаемся усилить дентин желтым цветом. Видим синее — красим синим. Но при этом мы постоянно забываем, что это лишь моментальное восприятие при выборе цвета, которое в реальности подвержено постоянному изменению.

Природные зубы так себя не ведут. Их цвет меняется в зависимости от освещения, направления светового воздействия и угла отклонения света. Цвет может быть сильнее или слабее, однако основа хромовых масс всегда остается неизменной. То, как свет абсорбируется, рефлектирует или фильтруется зубом, является в данном случае определяющим фактором, по которому можно спрогнозировать будущий цвет зуба. Как, например, в приведенном на графике проявлении опалесценции (рис. 8).

Коротковолновый синий свет натыкается на мельчайшие, распределенные в твердой ткани зуба, частицы и рефлектирует от них обратно. Человеческий глаз воспринимает это как синий цвет.

Длинноволновый свет, наоборот, проходит сквозь зуб, минуя эти частицы, и выходит с другой поверхности, уже как желтый свет. Нечто подобное мы наблюдаем при рассмотрении ландшафта. Утром, когда свет лишь набирает свою силу и бросает миру свои первые лучи, краски кажутся мягкими, пастельными.

Днем, когда солнце стоит высоко, краски становятся интенсивнее и четче отличаются друг от друга. А ночью, согласно поговорке, все кошки серы. Теперь понятно, что световое воздействие является определяющим фактором цветопередачи в разное время суток.

Постоянно выявляются разные цвета, несмотря на то, что освещаемый объект постоянно имеет один и тот же цвет. Мы рассмотрели природную ситуацию и должны признать, что предлагаемые керамические массы так не функционируют.

Фирма Хереус Кульцер учла это, и при разработке своего нового синтетического материала HeraCeram создала совершенно новую концепцию. В ней очень точно учтены природные особенности естественных зубов.

Я считаю это революцией, ведь в современном керамическом материале HeraCeram Matrix мы наблюдаем настоящее улучшение цветопередачи с учетом светового воздействия. Зубной техник, применяющий этот современный облицовочный керамический материал, получит невиданный ранее результат, который можно считать истинно немецкой инновацией.

HeraCeram Matrix — это материал, который исключает трудоемкость при наложении интенсивных масс. Функциональность керамических цветов помогает зубному технику значительно упростить и облегчить технологические этапы создания металлокерамических протезов. Для воспроизводства расцветки зуба достаточно просто использовать трехслойную технику нанесения керамики.

Всем нам известны случаи, когда имеет место дефицит места для оптимального нанесения слоев, но работа должна быть выполнена на максимально высоком уровне. Керамическая система HeraCeram позволяет зубному технику работать без трудоемкого замешивания опака и дентина, используя готовый пастообразный опак.

К тому же, применение пастообразного опака исключает образование пузырьков во время обжига. Пузырьки не образуются даже при значительных температурных колебаниях в печи.

В итоге, как при недостатке места, так и при его избытке — цвет всегда остается постоянным, и это достигается без использования дополнительных масс с постоянной транспарентностью. Выбор этой керамики экономит зубному технику время и позволяет создавать высокоэстетичные конструкции протезов, а также обеспечивает быстрое выполнение технологических процессов, благодаря более короткой программе обжига.

Еще одним положительным моментом является то, что материал HeraCeram практически не подвержен усадке. До сегодняшнего дня не было ни одного керамического материала, который бы не давал усадки, однако HeraCeram убеждает в своих возможностях даже скептиков. Благодаря незначительной усадке во время обжига, технику теперь не нужно при моделировании керамических коронок выбирать размеры с запасом. Все, что нужно учесть, достигается путем точного моделирования дентина зуба нанесением слоев 1:1 к оригиналу (рис. 9 — 13).

Затем техник оставляет немного места в области резцового края. Впоследствии можно нанести опалесцирующую или обычную массу для резцового края.

Выбор при воссоздании цвета зуба в области резцового края по расцветке VITA должен быть ограничен стандартной массой для резцового края из набора масс для дентиново — резцовой области.

Тот, кто желает осветлить область верхней резцовой трети с помощью флуоресцирующих масс, может воспользоваться керамическими массами VL 1-VL 4.

Порошки имеют желтый цвет, и при нанесении слоев их легко отличить от других масс, особенно если смотреть при ультрафиолетовом свете. В заключение наносятся слои в резцовой области.

В данном примере опаловая масса для резцового края имеет зеленый пигмент. По сравнению с другими керамическими массами, при работе c HeraCeram нет необходимости наносить большое количество массы для резцовой области.

Это объясняется идеальностью соответствия различных составных частей системы (например, дентинов и опаков), которые обеспечивают цветопередачу, имитирующую цветопередачу в натуральных природных зубах

Очень важно, что использование этой керамической системы позволяет создать необходимую яркость, а также провести любое изменение цвета и яркости зуба, если возникает такая необходимость в их изменении. Материал HeraCeram обеспечивает значительное упрощение технологии нанесения слоев, и это достигается прежде всего благодаря богатой цветовой палитре основных масс. При нанесении слоев очень легко можно учесть и размеры, и форму зуба.

 

Конечно, на первых порах будет непросто отказаться от моделирования с 20% запасом, так характерным для привычной техники нанесения слоев, ведь этот запас предусматривался для компенсации предполагаемой усадки.

Мне не хотелось бы говорить, что с HeraCeram решаются все проблемы, однако смею утверждать, что большое преимущество применения этой системы связано с минимальной усадкой, что позволяет получать планируемый, высококачественный результат. Особая зернистость керамики предотвращает чрезмерную усадку этого материала.

Благодаря минимальной усадке и отсутствию трещин, которые, как правило, возникают вследствие деформации в межзубной области, мы получаем ещё одно преимущество: уменьшаем время работы. А устойчивость керамики позволяет существенно упростить моделирование зубного протеза.

Это кажется невероятным, но массу HeraCeram можно моделировать, как никакую другую, даже при использовании дистиллированной воды она сохраняет устойчивость, принимает любую форму и не растекается.

Проведение обжига с повышенной стартовой температурой и пониженной температурой обработки тоже экономит время. Керамическая масса HeraCeram имеет коэффициент теплового расширения между 13,8—15,4, и поэтому может использоваться для облицовки всех известных дентальных сплавов, предназначенных для обжига. А при применении сплавов из неблагородных металлов совершенно не требуется длительного охлаждения.

Таким образом, с использованием новой современной синтетической системы HeraCeram достигается значительная экономия времени, — вплоть до 30%, что выгодно отличает её от других традиционных керамических масс (рис. 14).

В заключение, для моделирования окончательной формы наносится слой OS. Это — опаловая транспарентная масса, обладающая возможностью фильтрования коротковолнового и длинноволнового света.

Благодаря нанесению данной массы Вы получаете возможность контролировать световое воздействие и создавать идеальную имитацию, абсолютно аналогичную природному зубу.

Вы имеете возможность так подобрать цвет коронки, что он будет полностью соответствовать соседним натуральным зубам OS рефлектирует коротковолновый синий свет и передает длинноволновый оранжевый свет.

В данном случае абсолютно исключается абсорбция световых лучей, и темный цвет полости рта не оказывает какого-либо влияния, и не вызывает потемнение резцового края.

 

Этот эффект называется опалесценцией, и он также используется в некоторых других керамических массах. Однако материал HeraCeram обеспечивает наиболее стабильный эффект, который остается даже после чрезмерно большого количества обжигов.

Можно о полной уверенностью оказать, что керамический материал HeraCeram функционирует так же, как и природный зуб, а по цвету и функции идеально имитирует природу (рис. 15 — 16).

После шлифования проводится еще одно глазурование, которое осуществляется в печи без использования глазуровочной массы, либо путем обжига после нанесения раскрашивающих масс.

Особенностью, в данном случае, является то, что раскрашивающие массы HeraCeram, также как и все другие ее компоненты, — имеют свою индивидуальную долю флюоресценции. Этим свойством не обладает ни одна другая керамическая масса.

Тот, кто является поклонником полирования, может без повреждения поверхности добиваться ее идеального блеска путем полирования. Особая стеклянная матрица керамики расплавляется при ручном полировании до гомогенного состояния, как после глазурования, и в результате можно получить контролируемый и желаемый поверхностный блеск.

Конечно, Вы будете удивлены, что для изготовления металлокерамической коронки достаточно провести два основных обжига плюс глазурование. Но ваше удивление пройдет, когда, набравшись опыта, Вы сможете проводить всего один обжиг и глазурование.

Попробуйте один раз, и Вы ощутите те преимущества, которые уже давно ждете.