Этапы препарирования верхнего резца под фарфоровую жакетную коронку

Этапы препарирования верхнего резца под фарфоровую жакетную коронку

Рис. 15-4. Ориентировочные проточки препарируют конусным алмазным бором с плоским
Рис. 15-1. Для оценки объема удаления твердых тканей перед началом препарирования изготавливают силиконовый шаблон Небольшое количество базисной силиконовой массы отжимают вокруг препарируемого зуба (зубов) и одного прилегающего зуба с каждой стороны.
Рис. 15-2. Вестибулярный силиконовый шаблон получают, разрезав силиконовую заготовку вдоль отпечатков режущих краев, вестибулярный фрагмент на уровне экватора зубов рассекают на две Головины. Придесневую часть примеряют. чтобы убедиться в ее хорошем прилегании. При необходимости изменения формы зуба с помощью фарфоровой коронки силиконовый шаблон изготавливают на гипсовой модели с восковым моделированием реставрации.
Рис. 15-3. Исходную силиконовую заготовку также можно рассечь в поперечном направлении через середину коронки препарируемого зуба. Такой силиконовый шаблон позволяет оценить объем препарирования вестибулярной и оральной поверхностей на уровне середины зуба Однако подобный шаблон не дает представления о степени иссечения твердых тканей в дистальных и медиальном отделах. При желании можно изготовить сразу два силиконовых шаблона.
Рис. 15-5. Для оценки глубины препарирования зуба под фарфоровую жакетную коронку на протяжении многих лет используют ориентировочные проточки ``" Для создания насечек применяют инструменты заданного диаметра, оценивая степень погружения бора в интактные твердые ткани зуба На первом этапе алмазный бор располагают параллельно придесневой трети вестибулярной поверхности
Рис. 15-6. Удерживая бор параллельно придесневой части щечной поверхности, создают проточку на уровне медиодистальной трети зуба. Бор погружают в эмаль на весь его диаметр или несколько глубже Кончик бора должен немного не доходить до десневого края, даже если предпола!ается расположить край реставрации на уровне десны или под десной. Между центральной проточкой и проксимальными углами зуба целесообразно нанести еще две проточки
Рис. 15-7. Бор располагают параллельно средней и режущей третям вестибулярной поверх-
Рис. 15-8. На средней и режущей третях вестибупярной поверхности создают две или более проточек. Бор погружают в эмаль на весь диаметр 8 апикальном направлении эти проточки должны быть менее глубокими и полностью исчезать в области максимальной кривизны вестибулярной поверхности коронки
Рис. 15-9. Режущий край препарируют конусным алмазным бором с плоским кончиком.
Рис. 15-10. На режущем крае коронки создают, по меньшей мере, две ориентировочные проточки глубиной 2,0 мм. В вестибулярно-оральном направлении бор следует держать параллельно режущему краю интактного зуба
Рис 15-11. Разные авторы рекомендуют различную степень препарирования режущего края-от 1.0 ` до 1.5 - ` и 2.0 мм.
Для получения лучшего косметического результата режущий край следует препарировать на 2.0 мм до дна ориентировочных проточек. Большая степень препарирования приводит к увеличению нагрузки на вестибулярную поверхность, что может привести к упомянутому выше перелому коронки по типу «полумесяца»
Плоскость препарированного режущего края должна быть параллельна режущему краю интактного зуба и. что более важно, перпендикулярна вектору окклюзионной нагрузки. Ошибка в создании этого почти 45-градусного скоса приводит к повышенной нагрузке на придесневой уступ-
Рис. 15-12. Режущую половину вестибулярной поверхности препарируют конусным алмазным бором с плоским кончиком.
Рис. 15-13. Щечную поверхность препарируют в двух плоскостях." Это позволяет переместить вестибулярно-резцовый угол достаточно орально. чтобы создать пространство для эстетичной реставрации без опасности повреждения пульпы и придания культе зуба излишней конусности. Конусным алмазным бором с плоским кончиком удаляют твердые ткани, находящиеся между ориентировочными проточками в режущей части вестибулярной поверхности
Рис. 15-14. Придесневую половину щечной поверхности препарируют конусным бором с плоским кончиком.
Рис. 15-15. Алмазным бором удаляют твердые ткани придесневой половины вестибулярной поверхности, одновременно грубо препарируя придесневой уступ. Придесневую часть щечной поверхности препарируют под минимальным углом к вертикальной части язычной стенки. Считается, что глубина препарирования осевой поверхности с.
Рис. 15-16. Конусным алмазным бором с плоским кончиком переходят с вестибулярной поверхности на проксимальные, одновременно создавая придесневой уступ. На этом этапе придесневой уступ можно создать по всей окружности зуба, но лучше эту часть работы отложить до препарирования небного бугорка. Такой подход помогает создать более четкий переход между вертикальной и вогнутой частями язычной поверхности
Рис. 15-18. На язычной поверхности в области небного бугорка создают ориентировочны*.* проточки, задающие глубину иссечения твердой ткани. Ориентировочные проточки препгрируют шаровидным алмазным бором, диаметр рабочей части которого на 1,4 мм больш? диаметра несущего стержня. При погружении боковой части бора в эмаль до упора стержня в окружающие ткани глубина проточки составляет около 0,7 мм Для большинства зубов достаточно трех таких проточек. Некоторые авторы рекомендуют препарировать небную повер;ность на глубину 0,5-1,0 мм"" "
Рис. 15-19. Вогнутую часть небного бугор» а препарируют малым колесовидным алмазным бором При этом максимально удаляют твеэдые ткани в середине язычной поверхности, где необходим самый большой зазор для большинства зубов. Выраженный изгиб язычной поверхности в области небного бугорка делит язычную поверхность на горизонтальную и вертикальную части, что увеличивает ретенцию и резистентность реставрации. Помимо этого, вогнутая язычная поверхность снижает напряжение внутри реставрации, в то время как прегарированная только в одной наклонной плоскости оральная стенка приводит к возникновению большего напряжения на разрыв. ` На кльке небный бугорок и небную поверхность препарируют с сохранением невысокого срединнс го гребня, делящего язычную поверхность на ^ ее вогнутые части, что увеличивает устойчивость реставрации к вращательным нагрузкам
Рис. 15-20. Вертикальную стенку язычной товерхности препарируют конусным алмазным бором с плоским кончиком.
Рис. 15-21. Вертикальную часть язычной поверхности препарируют таким же конусным алмазным бором, которым обрабатывали другие осевые стенки. Твердые ткани удаляют на глубину 1,0 мм. удерживая бор практически параллельно придесневой части вестибулярной поверхности Чрезвычайно важно сохранять минимальную конусность стенок.
*"" поскольку в противном случае устойчивость реставрации снижается," а культя оказывает расклинивающее воздействие на стенки реставрации/ повышает внутреннее напряжение" и может приводить к перелому искусственной коронки
Рис. 15-22. Особое внимание следует уделять созданию плавного перехода одной осевой стенки в другую (в данном случае язычной стенки в дистальную проксимальную). Формирование недостаточного плавного перехода между стенками приводит к созданию в данной области слишком тонкого участка коронки, что повышает риск ее перелома. Культя зуба прямоугопьной формы увеличивает устойчивость реставрации. а закругленная - прочность реставрации
Рис. 15-24. Необходимо сгладить осевые поверхности конусным фиссурным бором без зубцов. Существуют специальные длинные полировочные боры большого диаметра, при использовании которых вероятность повреждения поверхности культи значительно меньше. При соблюдении осторожности полировку культи можно проводить бором № 171
Рис. 15-25. Осевые поверхности культи полируют для устранения всех острых краев в области углов зуба. При этом следует соблюдать особую осторожность во избежание создания поднутрений в области придесневого уступа
Рис. 15-26. Конусным фиссурным бором закругляют все углы культи. Сохранение острых углов может привести к перелому коронки • `
твердосплавным торцеоым бором №957
Создание придесневого уступа.
Придесневой уступ с закругленным внутренним углом отличается от уступа, продемонстрированного на рис. 15-28. Острый внутренний угол невозможно повторить на керамическом крае коронки," кроме того, в области такого угла невозможна адекватная поддержка керамики." С другой стороны, коронка, изготовленная по культе зуба без уступа, скорее всего, будет иметь плохое краевое прилегание и будет чрезмерно массивной." Отсутствие проксимальных уступов увеличит нагрузку на медиальную и дистальную стенки коронки.".
Большинство клиницистов предпочитают препарировать уступ шириной 1,0 мм.Некоторые авторы предлагают создавать уступ шириной от
Рис. 15-28. Ровный прямой уступ считается лучшей границей препарирования для жакетных фарфоровых коронок. Уступ должен быть перпендикулярен вектору воздействующих сил"`
или длинной оси зуба.""" Прямой уступ обра зует практически прямой угол с наружной поверхностью зуба." Следует отметить, что некоторые авторы рекомендуют создавать придеснеоую границу препарирования в виде желоба. Истинный желоб образует тупой угол с наружной поверхностью зуба, при этом нагрузка на край коронки увеличивается пропорционально увеличению угла желоба"
Рис. 15-29. Для создания равномерной ширины уступа, проведения эффективной полировки и одновременной проверки ширины уступа используют эмалевое долото с лезвием 1.0 мм. Нет необходимости и даже нежелательно создавать острый внутренний угол уступа. Гладкая поверхность уступа необходима для изготовления хорошо прилегающего края жакет ной фарфоровой коронки"".
Рис. 15-30. Горизонтальный силиконовый шаблон позволяет оценить объем препарирования щечной поверхности зуба от режущего края до придесневой области в средней части культи
0,5 до 1,0 мм, однако уступы меньше 1,0 мм следует препарировать только на небольших по размеру зубах, где в целях безопасности твердые ткани удаляют только на малую глубину.
Вначале уступ препарируют конусным алмазным бором с плоским кончиком. Goldstein для этой цели рекомендует использовать торцевой алмазный бор со скошенным краем," который меньше травмирует мягкие ткани и создает ровный уступ вдоль фестончатого контура десны с щечной поверхности с переходом на проксимальные и затем на язычную поверхность. Далее уступ можно сгладить торцевым твердосплавным бором со слегка скошенным краем, который позволяет избежать создания неровного контура в коронально расположенных участках уступа.
Рис. 15-31. С помощью поперечного силиконового шаблона оценивают препарирование зуба в целом. В данном случае объем препарирования примерно одинаков во всех отделах
Рис. 15-32. Виде вестибулярной стороны культи верхнего центрального резца после завершения препарирования под жакетную фарфоро-.
Рис 15-33. Вид той же культи с язычной стороны. Необходимо обратить внимание на отсутствие острых углов на язычной поверхности и режущем крае культи
Рис. 15-34. Функциональные элементы культи переднего зуба, препарированного под жакетную фарфоровую коронку, и их значение
Рис. 15-35. Вид с вестибулярной стороны культи верхнего центрального резца, препарированного под жакетную фарфоровую коронку
Рис. 15-37. Гипсовая модель культи верхнего резца, препарированного под жакетную фарфоровую коронку, с вестибулярной (слева и язычной (справа) стороны
Рис. 15-38. Внешний вид готовой жаке ной фарфоровой коронки.
Рис 15-39. Центральные резцы верхней челюсти препарированы под жакетные фарфоровые коронки (Снимок предоставлен д-ром Surmya Hobo. Токио)
Рис. 15-40. Жакетные фарфоровые коронки изготавливают как на естественные ткани зубов, так и на литые культевые вкладки (Снимок предоставлен д-ром Sumiya Hobo. Токио)
Существует несколько видов цельнокерамических реставраций, процесс изготовления которых включает в себя этап отливки части или всей реставрации.
Литой керамический каркас.
В коронках Церестор (Церамко; Cerestore, Ceramco Inc.), впервые представленных в 1982 г.,
3
используется литой керамический каркас. Восковой колпачок моделируют на жаропрочном штампе, изготовленном из эпоксидной смолы. Штамп с восковым каркасом гипсуют, затем воск удаляют в кипящей воде.
Термопластическая заготовка прессованной керамики из оксида алюминия нагревается до 160°С и нагнетается в нагретую опоку под давлением. В результате прямо на штампе образуется керамический каркас. После охлаждения керамический колпачок является достаточно прочным, чтобы его можно было обрабатывать алмазными борами. Затем колпачок снимают со штампа и обжигают при температуре 1295°С. На керамический каркас послойно наносят керамическую массу, придавая реставрации окончательную форму.
Поскольку в данной технологии первый слой керамики прессуют прямо на штампе, то можно добиться максимально возможного краевого прилегания Такие реставрации по прочности на сжатие существенно не отличаются от обычных керамических коронок на основе оксида алюминия." В настоящее время показания к применению этих реставраций ограничены одиночными коронками.