Аутогенные костные трансплантаты из внеротовых донорских участков

Даже при выраженной атрофии или дефектах альвеолярного гребня большинство пациентов считают, что установка имплантатов автоматически позволяет изготовить несъемные протезы. В связи с этим очень важно еще на этапе планирования не только определить оптимальный вариант ортопедической конструкции, но и правильно выбрать метод регенеративного вмешательства для эффективной реконструкции альвеолярного гребня без повреждения других отделов челюсти.
Нередко выраженная атрофия альвеолярного гребня встречается при пародонтите, а также при шинировании пораженных зубов. В результате на фоне кажущейся стабильности и сохранения зубов в полости рта резорбция прилегающей костной ткани достигает верхушки корня. Устранение ограниченных травматических дефектов, несмотря на удовлетворительное состояние других челюстных отделов, часто затрудняется значительной утратой костной ткани в конкретной области альвеолярного отростка верхней или альвеолярной части нижней челюсти. При полном отсутствии зубов на одной челюсти и сохранении зубов на другой может произойти атрофия кости беззубой челюсти вследствие оказания на нее высокой жевательной нагрузки, вплоть до полной утраты альвеолярного гребня. Удаление злокачественных опухолей также приводит к образованию значительных костных дефектов, устранение которых требует сложных реконструктивных вмешательств.
Отдельную группу составляют пациенты с установленными ранее имплантатами. Персисти-рующий в течение длительного периода периим-плантит является причиной несостоятельности имплантатов и может приводить к утрате соседних зубов с образованием дефектов, сложно поддающихся устранению.
Особую трудность для лечения представляют собой случаи неудачных регенеративных вмешательств, когда проблема рубцевания мягких тканей усугубляется наличием костных материалов, оставшихся в области операции. Все это сильно усложняет работу с костью и мягкими тканями, поскольку даже удаление грануляций становится трудновыполнимой клинической задачей. Несмотря на все перечисленные факты, пациенты предъявляют очень высокие требования к реконструктивным вмешательствам на альвеолярном гребне, подчас ожидая полного восстановления утраченных тканей и изготовления эстетичных и функциональных несъемных протезов.
Во всех этих ситуациях для устранения костных дефектов необходима трансплантация большего объема костной ткани, который не всегда можно получить в полости рта. Вследствие этого нередко показана пересадка аутогенных костных трансплантатов с внеротовых донорских участков.
Однако получение коечного трансплантата вне полости рта не должно ограничивать качество жизни пациента. Функциональные и эстетические нарушения при пересадке кости могут вызвать у него дополнительную психосоциальную травму.
В научной литературе описано несколько внеротовых донорских участков костных трансплантатов для проведения регенеративных вмешательств в стоматологии, например гребень подвздошной кости, головка большеберцовой кости и свод черепа. Костная ткань езода черепа отличается выраженной кортикальной структурой, поэтому ее препарирование нужно проводить с учетом последующей минимальной обработки трансплантата при установке. При правильном проведении вмешательство на своде черепа сопровождается незначительной болезненностью, но пациента необходимо подробно проинформировать о возможном дискомфорте. Из большеберцовой костиможно получить большой объем губчатого вещества для использования его в сочетании с ксеногенными костными матеэиалами, например при синус-лифтинге, однако пересадка объемных кортикально-губчатых трансплантатов ассоциируется с болезненностью в послеоперационном периоде.
Вследствие этого методом выбора при устранении обширных дефектов в челюстной области, особенно после ранее проведенных операций, является пересадка свободного тэансплантата из гребня подвздошной кости.
Пересадка монокортикальных костных лоскутов из свода черепа, впервые предложенная Dandy в 1929 г., продолжает использоваться при лечении тяжелых переломов основания глазницы. Метод часто применяется в челюстно-лицевой хирургии благодаря пространственной близости донорского и принимающего участков (рис. 6-1 а). Вмешательство проводят на волосистой части головы, а трансплантат получают исключительно в пределах наружной кортикальной пластинки, чтобы сохранить внутреннюю кортикальную пластинку

Продолжение здесь