Остеоинтеграция

Остеоинтеграция

Цель остеоинтеграции.
Долгосрочный успех имплантации тесно связан с эффектом остеоинтеграции, обнаруженным Бронемарком (Branemark, 1979). До него биологическим аспектам контакта костной ткани с поверхностью имплантата не уделялось пристального внимания. Linkow (1968), Glassman (1973), Babbush (1974) и Meenaghan (1974) считали, что имплантат должен быть окружен слоем соединительной ткани, которая амортизирует окклюзионную нагрузку подобно периодонту естественного зуба. В конструкциях большой протяженности зубы и имплантаты часто объединялись в один блок. James (1980) назвал такую соединительнотканную структуру вокруг имплантатов «периимплантатной связкой». Соединительная ткань вокруг зуба и имплантата рассматривалась как совершенно идентичная, а фиброзная интеграция имплантата считалась успехом.
Рис. 1-1. Фиброинтеграция, гистологический препарат: между поверхностью имплантата (1) и костной тканью (3) образуется соединительнотканный слой (2). Имплантат удален с целью гистологической обработки препарата. Деминерализация, заливка парафином, спил микротомом, трехцветное окрашивание по Массону (Bert, 1983).
Рис. 1-2. Гистологически установлено (препарат тканей кролика), что в норме волокна периодонта (4) направлены перпендикулярно поверхности зуба (5) и костной стенке лунки (3). Фиброзные волокна (2) вокруг имплантата ориентированы параллельно между костью (3) и имплантатом (1). Имплантат удален из препарата по техническим причинам. Ткань вокруг имплантата формирует нефизиологичную и нестабильную мягкотканую капсулу, в которой всегда обнаруживаются признаки воспаления, что является началом деструкции костной ткани (Bert, 1983).
В то время имплантаты чаще всего изготавливались из титана и подвергались нагрузке немедленно или с небольшой отсрочкой. Существовали различные формы: пластиночные, винтовые, цилиндрические. Ортопедические конструкции в большинстве случаев одновременно опирались на зубы и имплантаты.
Рис. 1-3-1-5. Пластиночный имплантат (1973) с немедленной нагрузкой. Несмотря на небольшой кратерообразный костный дефект вокруг опорной части, результат через 30лет остается стабильным. Небольшая зона разрежения вокруг имплантата на рентгенограмме характерна для фиброинтеграции.
К сожалению, определенный успех лечения привел к распространению подобного рода подхода, несмотря на то что во многих случаях происходили неудачи, требующие удаления имплантатов. Результаты использования эффекта фиброинтеграции за 15 лет представлены графически в виде двух колонок (Bert, 1994).
Рис. 1-6. Через 15 лет успешные результаты составляют 37 % на верхней и 78 % на нижней челюсти. На диаграмме отмечается снижение эффективности лечения со временем. Соединительнотканная инкапсуляция имплантатов препятствует долгосрочному благоприятному исходу, в таких случаях высока вероятность развития несостоятельности имплантатов (Bert, 1994).
В трактовке Бронемарка остеоинтеграция заключается в достижении непосредственного контакта между костной тканью и поверхностью имплантата. Концепция соединительнотканной интеграции имплантатов оказалась устаревшей. Первые опубликованные результаты остеоинтеграции значительно отличались от фиброинтеграции в лучшую сторону и с тех пор были подтверждены тысячами клинических наблюдений.
Рис. 1-7. Использование эффекта остеоинтеграции позволило в значительной степени улучшить долгосрочные (15-летние) результаты имплантологического лечения: успех имплантации во многом определяется в течение первого года. В дальнейшем результаты остаются удивительно стабильными. За последующие 14 лет доля неудачных результатов составила 1 % на нижней и 3-4 % на верхней челюсти. Линейная зависимость отмечается через 15 (публикация в 1985 г.) и 30 лет наблюдения. Это подтверждает благоприятный долгосрочный результат имплантации (Br&nemark, 1985)

Продолжение здесь