ЭСТЕТИЧЕСКИМ ПОДХОД В ИЗГОТОВЛЕНИИ МЕТАЛЛО-КЕРАМИЧЕСКИХ ПРОТЕЗОВ Александр Колосов

 

Среди множества разнообразных и доступных материалов, используемых в стоматологии, керамика на сегодняшний день занимает прочное, лидирующее положение. Зубные протезы, изготовленные с применением керамических материалов, обладают определенным преимуществом.

Среди их достоинств- точное изохроматическое воспроизведение цвета, прочность, долговечность, биосовместимость.

История применения фарфора в стоматологии уходит корнями в конец XIX века, и, вплоть до изобретения пластмассы, фарфор был единственным эстетически приемлемым материалом для протезов. Однако, даже сегодня, при большом разнообразии композиционных материалов, применяемых в эстетическом протезировании, керамика чаще всего является предметом выбора. С применением керамики изготавливают микропротезы (вкладки inlay, onlay, overlay, veneer-коронки), цельно-керамические протезы! системы Hi-Ceram, In-Ceram, Celay-sistem, Imprees-ceramic, Procera) и широко распространенную сегодня металло-керамику, которая незаменима при изготовлении мостовидных протезов большой протяженности. Но в каждом случае, при изготовлении протезов с использованием керамических (или иных облицовочных) материалов, эстетический подход к процессу изготовления имеет очень важное значение. Высококвалифицированные зубные техники не могут быть удовлетворены своей работой, если искусственные зубы легко отличаются от натуральных («протез» - от греческого - искусственная замена). Только высочайшие требования к себе и работе врача, а также к проведению подготовительных работ (например: ортодонтическое и хирургическое лечение) могут привести к желаемым результатам. В данной статье мы последовательно, шаг за шагом, постараемся детально показать технику изготовления мостовидно-го металлокерамического протеза, основанную на одном из методов эстетического подхода к протезированию.

Хотелось бы отметить, что данный способ выражения художественных амбиций зубного техника не следует принимать как образец, как стандартное изготовление зубных протезов. Здесь акцент делается на индивидуальность работы, на демонстрацию возможности мастера, используя современные керамические материалы .достигать практически любого результата. На рис. 1 (стр.11) изображены натуральные зубы нижней челюсти с очень интересным морфологическим строением.

Естественная скученность зубов, структура поверхности и структура режущего края сразу обращают на себя внимание. Апроксимальные стороны, позиция режущих краев, анатомический контур шейки зуба - вот минимум признаков, которые подчеркивают натуральность, естественность зубов и зубного ряда. Все эти индивидуальные и возрастные особенности должен уметь воспроизводить зубной техник, так как перед ним стоит очень сложная задача: он должен «обмануть» окружающих и выдать свою копию (зубной протез) за оригинал. А если в работе отсутствуют или, наоборот, излишне выделены характерные особенности морфологического строения и цветопередачи, то это быстро ведет к распознаванию подделки. Главным в изготовлении металлокера-мических коронок и мостовидных протезов являются следующи е этапы: определение формы, создание поверхности, постепенное достижение цвета. Успех каждого протезирования в значительной мере зависит от этих факторов.

Уже на этапе моделирования каркаса зубной техник должен представлять себе окончательные контуры будущего протеза, поэтому необходимо учитывать нюансы, положительно влияющие на конечный результат. Для того, чтобы работа выглядела натуральной, естественной необходимо создать иллюзию отдельно стоящих зубов, поэтому при восковом моделировании следует предусмотреть запас объема в межзубных апроксимальных областях. На рис. 2 хорошо видно разделение элементов промежуточной и коронковой частей. Это дает возможность анатомически правильно провести сепарацию зубов на керамике и относительную свободу в оформлении апроксимальных поверхностей на этапе контурирования (М. Yamamoto). Однако такое разделение ослабляет прочность каркаса, поэтому на язычной стороне необходимо создавать элементы жесткости в виде дополнительных образований (рис. 3,4). При использовании сплавов у которых высокий модуль упругости, эти образования (выступы) можно делать незначительными. ВАЖНО! Следует отметить, что на восковой композиции желательно избегать рискованных тонких соединений.

Необходимо

Продолжение здесь