вознаграждение 30%

Симметрия в сравнении с асимметрией: поиск баланса

Симметрия в сравнении с асимметрией: поиск баланса

Баланс - это ключевой элемент удачного дизайна, - как симметричный, так и асимметричный. В симметричных условиях легко обнаружить баланс любого объекта или улыбки. Центр действует как точка отсчета; равномерно разделяя зону на две части, которые имеют одинаковые форму и размер (рис. 2.108). В асимметричных условиях, наоборот, многочисленные нюансы и нарушения, связанные с отсутствием четкого центра, требуют к себе более пристального внимания (рис. 2.109).
Рис. 2.1 08. Посмотрите на рисунок. Вы видите какие-либо проблемы? Нет Может быть... излишняя симметричность (может ли это быть проблемой?). Эта композиция создана на фотографии сложением левой части улыбки с зеркальным отражением, такая ситуация не встречается в природе: полная симметрия. На самом деле, в природе...
Рис. 2.109. ...композиция выглядит эстетично, сочетая в себе расположение соответствующих зубов, которые имеют как сходные, так и отличительные черты. Они формируют ансамбль по принципам, известным как «единство в многообразии». Таким образом, наблюдаемая асимметрия очень близка к симметрии, хотя имеются небольшие различия (непохожесть в единстве). Будьте внимательны: эстетика — это не только асимметрия, это «симметрия, близкая к асимметрии»
Единство является необходимым условием для придания композиции порядка и замысла с определенными пропорциями и симметрией. но небольшие различия нужны, поскольку чрезмерный порядок монотонен.
Жерар Шиш
Рис. 2.1 10. Обратите внимание на единство в многообразии при эстетически удовлетворительном расположении зубов
К несчастью (или к счастью), у людей редко (или никогда) встречается абсолютно симметричное расположение зубов. Однако эстетическая композиция включает в себя различные, но похожие зубы, созданные по критериям идентификации и подобия. Они формируют ансамбль, в котором работает принцип «единство в многообразии». Таким образом, наблюдаемая асимметрия близка к симметрии, хотя и имеются небольшие различия («непохожесть в единстве»).
В гармоничной композиции противоположные стороны (правая и левая) должны становиться более симметричными по меое приближения к центральной линии и могут быть более асимметричными по мере удаления от нее. Следовательно, при визуально приятном расположении зубов центральные резцы должны быть симметричными, а латеральные, и особенно клыки, могут сильнее отличаться и быть асимметричными (рис. 2.110-2.11 2).
Рис. 2.111. 1еперь рассмотрим все фрагменты отдельно, зуб за зубом, и расположим..,
Рис. 2.112. ...одноименные зубы по сторонам. Сравните и попробуйте найти различия, приводящие к асимметрии Зубы с разных сторон (справа и слева) должны быть тем более симметричными, чем ближе они расположены к центральной линии, и более асимметричными, чем дальше от нее. Таким образом, при правильном расположении зубов центральные резцы должны быть симметричны; латеральные резцы, и особенно клыки, могут различаться
В любом случае баланс улыбки есть знание, какая максимальная асимметрия возможна и где находится (тонкая) грань между гармонией и дисгармонией. В случае, описанном на рис. 2.113-2.123, скученность латеральных и центральных резцов, очевидно, нарушает единство положения передних зубов.
Недостаток симметрии (или избыточная асимметричность) превышает лимит гармонии. Учитывая нежелание проводить ортодонтическое лечение, в данном случае коррекцию провели с применением керамических реставраций.
Так же как и ходьба по канату, искусство дизайна есть искусство баланса.
А. Топмер (A. Tolmerj
Рис. 2.1 13. Исходная клиническая ситуация. Выраженная скученность латеральных и центральных резцов, очевидно, нарушает единство положения передних зубов Недостаток симметрии (или избыточная асимметричность) превышает лимит гармонии. Учитывая нежелание проводить ортодонтическое лечение, в данном случае коррекцию провели керамическими реставрациями
Рис. 2.114, 2.115, 2.116. Планирование лечения должно использовать более унифицированную модель, чтобы достичь гармонии Фотографии могут быть полезными посмотрите на исходную клиническую ситуацию в центральном участке. Слева — композиция верхнего правого центрального резца и перевернутого правого центрального резца Справа — композиция из левого центрального резца и геревернутого левого центрального резца Обратите внимание на моментально возникшее единство в обеих композициях.
Основываясь на спланированном положении центральных резцов, другие зубы могут быть безопасно смоделированы, поскольку нет необходимости абсолютной симметрии, и можно адаптировать мезиодистальные размеры в зависимости от потребности места для центральных резцов
Рис. 2.119, 2.1 20. Вестибулярный вид и вид изнутри готовой керамической реставрации (IPS е.тах Press/IPS е.тах Сеют, Ivoclor Vivadent)
Рис. 2.1 1 7, 2.1 18. (1репарирование зубов Проведено сошлифовывание вестибулярно на верхнем левом центральном и латеральном резце, чтобы добиться выравнивания.
Обратите внимание на детали, разницу между имеющимся объемом зуба и оттиском из силикона, демонстрирующим первоначальное положение зубов. В связи с этим было принято решение препарировать передние верхние зубы под коронки слева и под вини-ры справа
Рис. 2.121, 2.122, 2.123. Результат лечения Новое положение зубов способствовало восстановлению единства. Несмотря на асимметрию между двумя сторонами, концепция единства в многообразии была соблюдена с установлением баланса. [Зубной техник Жозе Карлос Романини (Jose Carlos Roman ini}.]
К сожалению, поиск баланса в улыбке в неблагоприятных условиях, связанных с изменением положения зубов и неравномерной ретракцией десны, не может быть легко выражен математической формулой. Ощущение стабильности, правильное или неправильное выполнение чего-либо, в необходимом объеме, наиболее подходящим методом для комбинации элементов улыбки, почти как театральное мастерство - мастерство наблюдения и тренировки. Эти качества существенно зависят от чувствительности наблюдателя и от его или ее технических и художественных способностей воспринимать внешний баланс. Поиск визуального баланса проиллюстрирован в клиническом случае на рис. 2.124-2.223.
Рис. 2.124, 2.125, 2.126, 2.127, 2.128, 2.129, 2.130, 2.131, 2.132, 2.133. Ис-.
ходкая клиническая ситуация. 43-летний пациент обратился после длительного лечения пародонтита. При осмотре: здоровье тканей пародонта восстановлено; правда, сохранились рубцы, особенно в переднем отделе
Рис. 2.134. Теперь проанализируем клиническую ситуацию, основываясь на фундаментальных принципах эстетики 1 После лечения пародонтита произошла рецессия десны, к сожалению, неравномерно, создавая негармоничную линию шеек 2. Положение десневого контура латеральных резцов выше линии, проведенной между десневым краем центральных резцов и клыков (особенно верхнего левого латерального резца) Произошла инверсия «треугольников», и их вершины направлены вверх. 3. Произошла потеря межзубных сосочков (в связи с увеличением межзубных промежутков), что привело к формированию темных пространств. 4 Резцовая линия (имеется выдвижение некоторых зубов) неровная и не совпадает с линией нижней губы 5. Расположение зубов асимметричное, ощущение единства утрачено. 6 Доминирование центральных резцов ослаблено, особенно из-за чрезмерного увеличения латерального резца и клыка верхней челюсти слева. 7. Соотношение ширина/высота неадекватно. Обнажение части корня привело к удлинению зубов, особенно латеральных резцов.
Рис. 2.135, 2.136, 2.137. Для восстановления эстетики в данном случае соотношение ширина/высота центральных резцов должно быть скорректировано, насколько это возможно. Начав с верхнего правого центрального резца, мы определили ширину (которая была неизменна) 8,4 мм Использовав уравнение: высота = ширина/0.8. мы вычислили, что высота = 10,5 мм (рис. 2.1 37). Внимание: согласно описанию, адекватная высота может быть достигнута путем сошлифовывания режущего края, что будет возможно только в связи с увеличением вертикального резцового перекрытия (рис. 2.127, 2.128, 2.129) Это означает, что даже при удалении части режущего края сохранится резцовая дизок-клюзия
Рис. 2.138, 2.139, 2.140. Уменьшение верхнего левого латерального резца и клыка и выстраивание резцовой линии пропорционально высоте верхнего правого резца Обратите внимание: изменение высоты центральных резцов решает часть проблем, связанных с эстетикой
Рис. 2.141.11ервичное выравнивание левого сегмента. Обратите внимание: основываясь на высоте центрального резца которая не была изменена, соотношение высоты/ширины было скорректировано у латерального резца и клыка слева с построением резцовой линии
Рис. 2.142, 2.143, 2.144. f Сепарирование зубов выполнено с учетом новых размеров коронковой части зуба. На рисунках показано грепарирование вестибулярных поверхностей; прежде всего удаляют экватор и выступающую пришеечную часть
Рис. 2.145. Первый вариант формы препарирования зубов.
Рис. 2.146. Зондирование для определения положения уровня шеек
Рис. 2.1 47, 2.1 48, 2.1 49. Препарирование пришеечной области. Обратите внимание на овальную форму алмазного бора для создания циркулярного закругленного пришеечного уступа
Рис. 2.150, 2.151. Финишная обработка пришеечной области с помощью ручных инструментов |МТ 77/78, Hu-Friedyj.
Рис. 2.152. Увеличенное изображение уступа в пришеечной области. После окончательной обработки ручными инструментами пришеечный уступ должен быть равномерным и гладким, облегчая все последующие этапы изготовления керамической реставрации (см. гл. 6)
Рис. 2.153. Окончательное препарирование левого переднего сегмента.
Рис. 2.154. Временная реставрация. Препарирование зубов было проведено с одной стороны чтобы можно было ориентироваться на данные неотпрепарированной стороны. Обратите внимание: с учетом правого сегмента окклюзия на временных коронках с левой стороны будет повторять функциональную модель правой стороны
Рис. 2.155, 2.156, 2.157. Препарирование передних зубов правого сегмента
Рис. 2.158, 2.159, 2.160. Законченное препарирование зубов
Рис. 2.161, 2.162, 2.163. I 1ри снятии оттиска используется двойная ретракционная нить для отведения десневого края (см. гл. 6).
Рис. 2.16/, 2.165, 2.166. Клиническая ситуация после удаления ретракционной нити. Обратите внимание на обнажение уступа и первой ретракционной нити, лежащей в десневой борозде.
Рис. 2.167, 2.168, 2.169. Оттиск, полученный однофазно, техникой двойного смешивания. Обэатите внимание на полученную силиконовую «бахрому» воспроизводящей пространсво десневой борозды (аддитивный силикон Express, ЗМ ESPE)
Рис. 2.1 73, 2.1 74, 2.1 75. Зафиксированная временная реставрация. Теперь временная реставрация с левой стороны будет функциональным ориентиром в определении окклюзии при коррекции правой стороны
Рис. 2.1 70, 2.171, 2.172. Рабочая модель Посмотрите на оптимальное обнажение пришеечной области, облегчающее обнаружение границы препарирования
Рис. 2.176, 2.177. Временная реставрация эстетически и функционально соответствует критериям, полученным в результате анализа зубов. Детальное измерение толщины временных коронок показывает, достаточно ли создано места после препарирования для постоянных коронок
Рис. 2.178, 2.179, 2.180. 1отовые керамические реставрации на модели (IPS Empress 2. Ivoclar Vivadent)
Рис. 2.181, 2.182, 2.183. Керамические коронки при естественном освещении. Оттенок дентина просвечивает из-под прозрачного верхнего слоя керамики
Рис. 2.184, 2.185, 2.186. Керамические коронки в лучах проходящего света. Обратите внимание на оптимальную прозрачность керамической композиции
Рис. 2.187, 2.188. Керамические коронки при естественном освещении и в лучах ультрафиолетового света. Посмотрите на оптимальную флюоресценцию керамики
Рис. 2.189, 2.190, 2.191. После снятия временных реставраций в десневую борозду уложена ретракционная нить Она служит барьером для жидкости, поступающей из десневой борозды, которая может загрязнить поверхность препарированного зуба и нарушить процедуру фиксации в пришеечной области. Также она защищает десневую борозду, предотвращая проникновение фиксирующего материала, который может затечь в борозду
Рис. 2.192, 2.193, 2.194. Пескоструйное очищение отпрепарированных зубов оксидом алюминия I Microetcher II, Danville Enginneering).
Рис. 2.195. Травление поверхности зубов 37% фосфорной кислотой в течение 15 с.
Рис. 2.196. После смывания кислоты проводится высушивание зубов абсорбирующей бумагой.
Рис. 2.197. Аппликация адгезива (Excite Ivoclor Vivadent), с последующим бережным высушиванием воздухом
Рис. 2.198. Подготовка керамической реставрации: трав- Рис. 2.199. Нанесение силана на 60 с (Monobond-S. ление поверхности 5% плавиковой кислотой в течение 20 с, Ivoclor Vivadent) с последующим промыванием проточной водой и обработкой ультразвуком в пластиковом контейнере, обработка 90% спиртом в течение 4 мин
Рис. 2.200. Нонесение слоя адгезива (Excite, Ivoclar Vivadenl)
Рис. 2.201. Внесение композитного цемента в коронку (Variolink 2, Ivoclar Vivadenl)
Рис. 2.202. Точное позиционирование керамических коронок.
Рис. 2.203. Керамическая коронка на месте Вытеснение излишков цемента должно быть по всему краю реставрации.
Рис. 2.204. Удаление излишков цемента.
Рис. 2.205. Удаление ретракционной нити.
Рис. 2.206, 2.207. Последовательность фиксации керамических коронок.
Рис. 2.208, 2.209, 2.210. Керамические коронки непосредственно после фиксации.
Рис. 2.211, 2.212, 2.213. Готовая керамическая реставрация в лучах проходящего света. Посмотрите: композиция из отпрепарированного зуба и керамической реставрации имеет оптимальную прозрачность
Рис. 2.214. Исходная клиническая ситуация Сравните с окончательным результатом
Рис. 2.215. Окончательный результат. Сравните с исходной картиной
Рис. 2.216. Клиническая картина после лечения Детали десневого контура и морфологии. Обратите внимание: линия шеек не изменилась и осталась дисгармоничной, так как десневой контур латеральных резцов расположен выше центральных резцов и клыков. Все же новые апроксимальные контуры коронок с контактным пунктом, расположенным ближе к шейке зуба, уменьшают объем межзубного пространства, что приводит к исчезновению черных треугольников
Рис. 2.217. Детали строения резцового края. Резцовая линия приподнята и параллельна линии нижней губы; однако обратите внимание на прерывистость и «неровность* пинии, а также на промежутки между режущими краями соседних зубов. Такой нетрадиционный дизайн (отличающийся от традиционной плоскости и закругленных углов резцов) был адаптирован к скрытию темных пространств. Почему? Чтобы она гармонировала с прерывистой и неровной линией шеек Посмотрите: если резцовый край ровный линия шеек визуально кажется более выступающей. Нестандартный дизайн резцов сглаживает визуальное напряжение в пришеечной области, формируя гармоничный вид расположения зубов
Рис. 2.2 1 8. Исходная клиническая ситуация Сравните с окончательным результатом
Рис. 2.219. Для создания баланса при таком расположении зубов было создано несколько иллюзий.
1 Чтобы отвлечь внимание от латерального резца, который длиннее центрального (особенно верхний левый латеральный резец в связи с выраженной рецессией и неровностью десны), коронка повернулась дистально, выставив мезиальный край (очерчено черной пунктирной линией). Посмотрите: кажется, что латеральный резец не отличается от остальных зубов. Это происходит потому, что во фронтальной плоскости взгляд сначала падает на мезиальную поверхность, которая короткая (расширяющаяся у вершины межзубного сосочка с уменьшением к режущему краю), создавая иллюзию выравнивания зуба.
2 Чтобы добиться прогнатизма и доминирования центральных резцов, они были позиционированы на один «шаг» вперед, в вестибулярном направлении, в то время как вертикальная ось латеральных резцов и клыков была смещена немного в нёбном направлении.
3. Хотя центральные резцы имеют разную форму и уровень шеек, их асимметрия не так сильно заметна (единство в многообразии). Чтобы получить визуальный баланс, плоскость, прямые линии и кривые, которые составляют дизайн зуба, были детально изучены Посмотрите: хотя медиальные линии по своей природе равны, дистальные линии «принудительно» сделаны одинаковой длины. Чтобы достичь равновесия, латеральные углы были выполнены в разной манере. Обратите внимание, насколько больше латеральный угол левого верхнего центрального резца, чем угол правого, что уменьшает дистальный контур. Дизайн построен по следующим наблюдениям: визуально человек с трудом оценивает и измеряет кривые линии, в отличие от прямых. Таким образом, формы с равными (или неравными) прямыми линиями быстро улавливаются, а искривленные линии могут остаться незамеченными
Рис. 2.220, 2.221, 2.222, 2.223. Клиническая картина после лечения. Посмотрите на дизайн и положение зубов. Хотя он противоречит некоторым фундаментальным положениям эстетики, композиция получила необходимый баланс; адекватная гармония достигнута в рамках ситуации. (Зубной техник Аугуст Бругуэра (Augus/ Вгидиега), Барселона, Испания.]