Красковар — единственный, кто работает над природными цветами, точно знает, как их анализировать, и может сказать, к примеру что серовато-зеленый есть смесь желтого и черного с капелькой синего. Следует отметить что это касается тех немногих, кто знает как найти серые тона в его/ее природной палитре.
Винсент Ван Гог
Хорошей иллюстрацией для облегчения понимания яркости являются черно-белые фотографии, на которых разница яркости цветов от высокой к низкой проявляется в виде темного и светлого, соответствующим образом выполнена картинка разных тонов серого (рис. 3.16).
Рис. 3.16. На черно-белых фотографиях мы можем наблюдать форму глубину и текстуру только за счет различия между светлыми и темными зонами. Построение картинки больше всего зависит от яркости, а не от игры цвета (тона). Фотография: белые герберы, сентябрь. 2006
Обычно шкала Lumin Vacuum, расставленная в ряд по тону/насыщен-ности (рис. 3.17), к несчастью, ограничивает выбор, основываясь только на двух параметрах измерения цвета. Однако устройство для их интерпретации в зависимости от яркости может быть создано путем наложения образца зуба из расцветки на светлый/темный фон, идя от наиболее светлого к наименее: В1, А1, А2, D2, В2, С1, С2, D4, D3, АЗ, ВЗ, АЗ,5, В4, СЗ, А4 и С4 (рис. 3.18А; 3.18Б).
Рис. 3.17. lumin* Vacuum Color Cuide, классическое расположение групп по тону/насы-щенности: АI. А2. АЗ, АЗ,5, А4, В1. В2. ВЗ. В4, С1, С2, СЗ, С4, D2, D3, D4.
Рис. 3.18А. turnin Vacuum Color Cuide, расположение образцов соответственно яркости: В1, А1. В2, D2. А2, С1. С2. D4. АЗ. D3, ВЗ, А3.5
В4. СЗ. А4. С4.
Рис. 3.18Б. Черно-белый вариант того же изображения, в котором лучше видны различия яркости (отличие темного/светлого)
Рис. 3.19. Обратите внимание, что в системе Chromoscop (Ivoclar Vivadenl) числовые значения от 10 до 40 показывают не только изменение насыщенности, но и яркости
Рис. 3.20. Цветовая шкала для отбеленных зубов (отбеленные цвета, Chromascop® — Ivoclar Vivadentj. Посмотрите, как светлые цвета наиболее зависимы от яркости и практически неотличимы по тону и насыщенности
В системе Chromascop числовые значения от 10 до 40 означают увеличение насыщенности, а также уменьшение яркости (рис. 3.19).
Использование шкалы, в которой расположение цветов по группам учитывает яркость цвета, кажется более логичным, поскольку наше восприятие более чувствительно к яркости (темному/светлому), чем к самому цвету (тону). Это особенно касается цветов с низкой насыщенностью и высокой яркостью - наиболее часто встречающихся в эстетической реставрации. Например, современные техники отбеливания зубов привели к появлению новых цветов, которые называются отбеленными цветами. При их изучении можно отметить значимость яркости при определении тона и насыщенности (рис. 3.20).
Для описания яркости нужно определить, как каждый цвет поглощает и отражает свет, а также сколько черного или белого содержится в каждом из них, поскольку цвет, содержащий много белого, отражает больше света, а цвета, содержащие много черного, поглощают большее количество света. На рис. 3.21 видны два керамических образца дентина. Композиция