Множество материалов, используемых в стоматологических клиниках и зуботехнических лабораториях, очень чувствительны к изменению температуры. Например, охлаждение цемента для фиксации до 12°С позволяет увеличить рабочее время в 3 — 4 раза.
В то же время композиты (как для прямых реставраций, так и для облицовки металлических каркасов, замковых креплений, изготовления вкладок и виниров и индивидуализации пластмассовых зубов) показывают оптимальную пластичность и обеспечивают лучшее соединение слоев при нагреве до 42° — 60°С.
Охлаждение керамики
Всем известно, что для получения оптимального результата с минимальными усилиями и по простой методике при работе с облицовочными керамическими материалами очень важно, чтобы масса сохраняла стабильную плотность, густоту и вязкость.
Это позволит при работе над реставрацией точно воссоздать форму, цвет и структуру поверхности. Эти свойства материала напрямую зависят от соотношения керамического порошка и моделировочной (или опаковой) жидкости в замешанной порции.
К сожалению, по известным законам физики жидкость обладает способностью испаряться, т.е. керамика попросту сохнет. Вы пробовали ответить на телефонный звонок во время нанесения опака на каркас из 14 единиц?
А если позвонила мама? Скорее всего, с каркаса массу придется смывать и потом заново ее замешивать.
При нанесении других слоев работа с высохшей массой может привести к разрывам на поверхности или к эффекту «луковичной шелухи» после корректурного обжига.
Многие пытаются решить проблему, периодически добавляя в замешанную массу моделировочную жидкость или подкладывая на палитру (или стекло, или плитку) влажную салфетку.
Кто-то использует специальные керамические палитры, обеспечивающие перманентную диффузию воды на поверхность.
Все это не совсем правильно.
Моделировочная жидкость содержит в своем составе пластификаторы, глицерин и другие компоненты, которые остаются в керамике, когда влага испаряется.
Увеличение их количества в составе облицовочного материала может привести к изменению цвета реставрации и изменению взаимодействия отражения, преломления и проводимости падающего света различными слоями.
Использование влажной салфетки опасно, т.к. мельчайшие частицы целлюлозы неизбежно вместе с водой попадут в керамику и выгорят при обжиге, что проявится в реставрации в виде мелких точек, вкраплений.
Специальные палитры из диффундирующих материалов из-за их абразивности приводят к очень быстрому износу моделировочного инструмента.
Кроме того, поры такой палитры не только отдают влагу, но и вбирают в себя керамику, т.е. засоряются, что постоянно снижает эффективность ее использования.
Я считаю, что самый оптимальный способ решения проблемы высыхания керамической массы — это ее охлаждение и поддержание низкой температуры.
Вы наверняка наблюдали, как в жаркий летний день после дождя, когда лужи уже высохли, на металлических крышках люков городских колодцев остается вода.
Это происходит потому, что на эти металлические крышки снизу постоянно воздействует прохладный воздух.
Мы в своей лаборатории используем специальную палитру, которая позволяет регулировать температуру материала от 5°С до 75°С. Работая с керамикой, мы устанавливаем максимально низкую температуру. |