Характеристика поверхностей

 

Характеристика поверхностей.

Текстура поверхности дает нам информацию о том, на какой материал мы смотрим (на камень, кирпич, цемент, штукатурку, краску, материю, бархат, дерево и т.д.). Под текстурой мы понимаем характерные небольшие различия в цвете и яркости (рис. 17).

Обычно текстуру определяют интуитивно, как участок поверхности, занятый узором из однородных элементарных фрагментов, одинаковый или периодически повторяющийся спектр.

Текстура — средство выделения такого элемента видимого поля, который зрительная система способна обнаружить без обучения, за счет врожденных механизмов. Цветные поверхности содержат красители лил пигменты, которые по-разному взаи-

 

Рис. 17.Текстура поверхности эмали зуба, металлических пломб, пластмассы, гипса, полимера

модействуют со светом разной длины волны.

Например, если белый свет падает на «красную» поверхность, то это означает, что последняя сильно отражает красный и поглощает все остальные цвета спектра. Этот процесс называется избирательным отражением (рис. 18 а).

Рис. 18. Избирательное отражение (а) и поглощение (б) света

 

Аналогично этому красный фильтр поглощает все цвета, кроме красного, который он полностью пропускает.

Это явление называется избирательным поглощением (рис. 18 б). Хроматический круг для пигментов, также как и для цветных лучей, строится по трем основным цветам. Вторичные цвета получают путем смешивания первичных (рис. 19).

Рис. 19. Цветовой круг для пигментов — схема сложения цветов

 

Однако закономерности смешивания пигментов принципиально отличаются от суммирования цветных лучей. Исходными цветами для красителей являются красный (пурпурный), синий (васильковый) и желтый, в то время как для лучей — красный, синий и зеленый. Одной из особенностей смешивания лучей света является возможность получить из двух тонов более светлый третий цвет (смесь красного и зеленого даст оттенки желтого тона).

Смешивание двух красок дает третий, в отличие от суммируемых цветовых лучей, более темный тон (вторичный): желтый + красный = оранжевый; красный + синий = фиолетовый (пурпурный);

желтый + синий = зеленый. При смешивании вторичных цветов с основными получают третичные. Если смешать основные цвета (оттенки) лучей, то получится белый цвет. Если смешать основные цвета красок (красный, синий, желтый), то образуется черный цвет (рис. 20). В хроматическом круге светлые тона располагаются в верхней части, темные — в нижней.

Рис. 20. Цветной свет ведет себя по-иному, чем пигменты. Если смешать все цвета света (1), получится белый; при смешивании пигментов (2) образуется черный цвет

 

Правая сторона объединяет теплые тона, левая — холодные. Белые, серые и черные цвета называются ахроматическими. Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по светлоте.

Один цвет светлее или темнее относительно другого. Однако среди ахроматических оттенков существует большое разнообразие белых, серых, черных (рис. 21).

Рис. 21. Ф.И.Шубин. Павел I. (Оттенки ахроматических цветов)

 

Простые серые тона содержат черные и белые красящие вещества. Они всегда непрозрачны (опаковы): прозрачного белого красителя нет.

Сложные серые тона представляют собой смесь основных (первичных) цветов. Они могут иметь высокую степень светопроницаемости. При необходимости создать светопроницаемый слой не используют простые

Продолжение здесь