♦ починка и устранения дефектов керамической облицовки металлокерамическх протезов в полости рта.
Для выполнения первых трех задач требуется адекватная адгезия пластмассы к конкретному сплаву, тогда как в последнем случае может быть использован любой сплав, даже неизвестного состава. Все случаи непростые, поэтому созданы многочисленные новые полимерные адгезивы и способы обработки поверхности.
В целях улучшения прочности соединения между металлом и полимером разработано множество различных подходов. Первоначально создавались макроретенционные пункты, но постепенно на смену этому методу пришли технологии, в основе которых использованы адгезивные свойства полимеров на основе микромеханической и/или химической адгезии. Химического соединения можно достичь с помощью полимерного адгезива, имеющего функциональные группы, способные непосредственно взаимодействовать с металлом. Другой подход заключается в применении стимуляторов (промоторов) адгезии типа покрытия поверхностей оксидом кремния, лужения, нанесением химических покрытий трением и нанесением на металл праймеров или подслоев, которые были разработаны для улучшения соединения между металлом и традиционно применяющимися пластмассами на основе Бис-ГМА и УДМА. Кроме того, методы обработки поверхностей не одинаковы для драгоценных металлов и неблагородных металлических сплавов, что вносит дополнительные трудности в решение проблемы соединения металлов и пластмасс.
Макромеханическая адгезия.
Начиная с 40-х годов XX века для облицовки кобальтхромовых частичных протезов применяли пластмассу. В то время использовалась полиметилметакрилатная пластмасса, которая фиксировалась к металлическому каркасу посредством механической ретенции. Однако из-за большой полимеризационной усадки не удавалось получить плотного соединения пластмассы с металлами, так как образовывались микротрещины, отмечалось изменение цвета пластмасс, ослабление прочностных свойств соединения и полное его разрушение. Многие из этих проблем были решены с появлением металлокерамических протезов в 60-х годах. Интерес к применению пластмасс в качестве облицовочного материала для металлических каркасов зубных протезов вновь возник в 80-х годах, что совпало с выпуском к этому времени более совершенных композитных пластмасс. Однако адгезионная связь и в эти годы все еще обеспечивалась механической ретенцией.
В 1973 году стоматолог Rochette одним из первых сообщил об использовании металлической шины, которую он укрепил на протравленной эмали зубов с помощью пластмассы. Эта шина представляла собой тонкую перфорированную металлическую отливку, которая закреплялась на зубах с помощью акриловой пластмассы холодного отверждения. Она предназначалась для иммобилизации подвижных нижних резцов, вызванных прогрессирующей утратой костной ткани. Отмечая в дальнейшем успешную ретенцию зубов фиксирующими шинами, ему однажды пришлось удалить у пациента один из резцов и тогда у него возникла идея фиксировать искусственную коронку зуба на шине для замещения образовавшегося дефекта. Так появилась альтернатива для восстановления отсутствующего зуба при минимальном препарировании опорных зубов. По мере улучшения технологии производства пластмасс этот подход в протезировании зубов был подробно изучен и развит другими специалистами. Одним из недостатков предложенного Rochette метода было наличие небольших перфораций на шине для ее укрепления на эмали опорных зубов. Фиксирующая пластмасса изнашивалась, что ослабляло прочность ее соединения с металлической опорой на относительно малой площади. Не помогали улучшить это соединение и другие лабораторные методы создания макроретенций на металлической