.
ванные зубы, npti патологической сгораемости — ориентировочно топографию пульпы, степень проходимости каналов, наличие дентиклей. Можно получить важные данные о степени пломбирования каналов, состоянии околоверхушечной ткани (разряжение костной ткани, гиперцементоз). Состояние же периодонтальной щели и костной ткани альвеолярных отростков (стенок альвеол) рентгенографически можно определить только с боковых поверхностей корня зуба. Ни с вестибулярной, ни с язычной (небной) поверхности состояние периапикальных тканей, периодонтальной щели и стенок лунок зубов оценить нельзя (рис. 5). Утверждение Е. И. Гаврилова, Е. В. Боровского и др. о том, что по данным рентгенограммы можно судить о состоянии всего периодонта и костной ткани стенок альвеол, а также о стадиях пародонтита и пародонтоза, ошибочно. Е. И. Гаврилов (1968) указывает: «Наибольшую ценность при дифференциальной диагностике поражения пародонта представляют данные рентгенографии». Такое утверждение может привести к недостоверному или неполному диагнозу.
Наше мнение мы можем подтвердить не только длительными клиническими наблюдениями и исследованиями, которые позволили установить, что в большинстве случаев резорбция костной ткани, ее патологическая перестройка начинаются именно в вестибулярных или оральных стенках альвеол, не поддающихся рентгенологическому изучению. Н. А. Рабухина (1974) справедливо отмечает «Воспалительные процессы в деснах могут длительное время существовать, не давая никаких рентгенологических проявлений.
Рис. 5. Схема, иллюстрирующая ограничение информативности состояния костной ткани стенок альвеол иа рентгенограммах.
а — уровень резорбции костной ткани стеиок альвеол; б — уровень костной ткани на рентгеновском сиимке; в — рентгеновская пленка. Стрелками показано направление рентгеновских лучей.
Однако отрицательные данные рентгенологических исследований не позволяют исключить поражения костной ткани, так как последние выявляются лишь при довольно большом объеме разрушений» (или при переходе процесса с вестибулярных или оральных стенок на аппроксимальные. — В. К.).
Клинические и рентгенологические расхождения объясняются тем, что плотность твердых тканей зуба значительно выше плотности костной ткани, что н обусловливает отсутствие рисунка костной структуры по всему длиннику корня. Считаем необходимым привести общие принципы интерпретации рентгенограмм, подробно н четко описанные Н. А. Рабухиной (1974).
Оценивая теневое изображение любого отдела скелета, следует не только констатировать наличие патологических изменений, но и объяснить их происхождение с учетом основных факторов, вызывающих изменения нормального строения кости, а также клинических н патоморфо логических особенностей заболевания. Такой подход к происхождению тех или иных теневых картин лежит в основе современной рентгеноостеологии. Он требует от специалистов знания не только клиники и морфологии костных поражений, но и общих закономерностей жизнедеятельности кости. Следует исходить из представлений о том, что, кроме особенностей строения данной области скелета, рентгенограмма отображает многие функциональные изменения.
Процесс оссификации связан как с клеточными, так и с гуморальными факторами н протекает по-разному. Он прямо пропорционален физиологической резорбции кости, н определяется величиной механической нагрузки, которая обусловливает появление и ориентацию костных структур.
Возраст кости н возраст индивидуума — не равнозначные понятия, так как на протяжении жизни человека костная ткань непрерывно разрушается н воссоздается.