Глава 1.Цвет

Йорди Манаута • Анна Салат • Даниэле Рондони • Мигель Коронель.
Интервью с Даниэле Рондони
Даниэле Рондони
Даниэле Рондони родился в Савоне (Италия). С 1982 г. он руководит в этом городе собственной зуботехнической лабораторией.
Рондони преподавал в Зуботехническом институте в Савоне, активно выступает с докладами на различных международных стоматологических конференциях, а также проводит авторские курсы для зубных техников.
Даниэле Рондони является активным членом Европейской академии эстетической стоматологии и Итальянского общества стоматологической керамики. Он специализируется в области создания эстетичных реставраций из наиболее передовых материалов. Даниэле сотрудничает с рядом компаний, занимающихся разработкой и производством новых материалов, а также совершенствованием методов восстановления зубов.
Господин Рондони - автор многих статей, опубликованных в ведущих стоматологических журналах, и книги Tecnica di Multistratificazione in Cera mica {Multistratification Techniques in Ceramic, UTET, 1998). Некоторые его работы Лоренцо Ва-нини, PhD, включил в свою книгу Conservative Restoration of Anterior Teeth (Acme, 2005).
Вопрос. Вы полагаете, что точное воспроизведение цвета при изготовлении реставраций требует глубоких знаний, хороших навыков и усердия или необходимо иметь особые творческие способности?.
Ответ. Точное определение и воспроизведение цвета с помощью реставрационных материалов - обязательные условия создания эстетичных реставраций, имеющих максимально естественный внешний вид. Зубные техники должны тщательно изучать особенности анатомии зубов, чтобы понять влияние определенных структурных элементов зуба на его цвет.
Точно воспроизвести цвет без досконального знания анатомии зубов и значительного опыта невозможно. Кроме того, зубной техник должен любить свою работу, развивать собственные творческие способности, обладать художественным вкусом и усидчивостью. Последнее обязательно для имитации мельчайших оптических эффектов и анатомических деталей. Очень важно хорошо знать преимущества и недостатки используемых реставрационных материалов.
Прогнозируемо добиваться оптимального результата в каждом клиническом случае позволяет только комбинация указанных факторов.

Цвет

.
Эстетический результат восстановления зависит от гармоничного сочетания всех составляющих эстетической триады - формы, текстуры и цвета.
Традиционно различают три основных элемента цвета -оттенок, насыщенность и яркость, однако есть и другие оптические параметры, которым, к сожалению, не всегда уделяется достаточное внимание, а именно прозрачность и опалесцентность.
Таким образом, при создании эстетичных реставраций необходимо учитывать следующие параметры (перечислены в порядке убывания клинического значения): 1) форма, 2) опаковость/прозрачность, 3) насыщенность, 4) текстура поверхности, 5) яркость эмалевого слоя, 6) интенсивы, 7) индивидуальные характеристики, 8) опалесцентность, 9) оттенок. Во многих исследованиях, посвященных изучению цветовых эффектов зубов и реставраций, интенсивам, опалесцентности и индивидуальным характеристикам отводится второстепенная роль, но, по нашему мнению, эти параметры не менее важны для достижения оптимального эстетического результата, чем другие.
Следует отметить, что, несмотря на огромную значимость точного воспроизведения цвета, именно этот аспект стоматологического лечения является наименее изученным. Более того, в структуре стоматологического образования данному вопросу также не уделяется достаточного внимания. Высокий эстетический результат является идеальным исходом реставрационного лечения, однако попытки его достижения часто оказываются бесплодными, в большинстве случаев из-за неточного воспроизведения цвета реставраций.
Как бы то ни было, несмотря на всю сложность проблемы цвета, ее нельзя назвать непостижимой для понимания. Существуют сотни научных концепций и физических параметров (длина волны, температура и спектр света и т.д.), которые можно оценить с помощью объективных показателей. Кроме того, цвет включает в себя не только физические, но и психологические аспекты.
Цвет не является материальной величиной. Для его восприятия необходимы три составляющие: свет как физический раздражитель, глаз как воспринимающий элемент и индивидуальное восприятие.
Цвет представляет собой не истинное качество объекта, а его восприятие нашим воображением,

Продолжение здесь