Глава 1.Цвет

Йорди Манаута • Анна Салат • Даниэле Рондони • Мигель Коронель.
Интервью с Даниэле Рондони
Даниэле Рондони
Даниэле Рондони родился в Савоне (Италия). С 1982 г. он руководит в этом городе собственной зуботехнической лабораторией.
Рондони преподавал в Зуботехническом институте в Савоне, активно выступает с докладами на различных международных стоматологических конференциях, а также проводит авторские курсы для зубных техников.
Даниэле Рондони является активным членом Европейской академии эстетической стоматологии и Итальянского общества стоматологической керамики. Он специализируется в области создания эстетичных реставраций из наиболее передовых материалов. Даниэле сотрудничает с рядом компаний, занимающихся разработкой и производством новых материалов, а также совершенствованием методов восстановления зубов.
Господин Рондони - автор многих статей, опубликованных в ведущих стоматологических журналах, и книги Tecnica di Multistratificazione in Cera mica {Multistratification Techniques in Ceramic, UTET, 1998). Некоторые его работы Лоренцо Ва-нини, PhD, включил в свою книгу Conservative Restoration of Anterior Teeth (Acme, 2005).
Вопрос. Вы полагаете, что точное воспроизведение цвета при изготовлении реставраций требует глубоких знаний, хороших навыков и усердия или необходимо иметь особые творческие способности?.
Ответ. Точное определение и воспроизведение цвета с помощью реставрационных материалов - обязательные условия создания эстетичных реставраций, имеющих максимально естественный внешний вид. Зубные техники должны тщательно изучать особенности анатомии зубов, чтобы понять влияние определенных структурных элементов зуба на его цвет.
Точно воспроизвести цвет без досконального знания анатомии зубов и значительного опыта невозможно. Кроме того, зубной техник должен любить свою работу, развивать собственные творческие способности, обладать художественным вкусом и усидчивостью. Последнее обязательно для имитации мельчайших оптических эффектов и анатомических деталей. Очень важно хорошо знать преимущества и недостатки используемых реставрационных материалов.
Прогнозируемо добиваться оптимального результата в каждом клиническом случае позволяет только комбинация указанных факторов.

Цвет

.
Эстетический результат восстановления зависит от гармоничного сочетания всех составляющих эстетической триады - формы, текстуры и цвета.
Традиционно различают три основных элемента цвета -оттенок, насыщенность и яркость, однако есть и другие оптические параметры, которым, к сожалению, не всегда уделяется достаточное внимание, а именно прозрачность и опалесцентность.
Таким образом, при создании эстетичных реставраций необходимо учитывать следующие параметры (перечислены в порядке убывания клинического значения): 1) форма, 2) опаковость/прозрачность, 3) насыщенность, 4) текстура поверхности, 5) яркость эмалевого слоя, 6) интенсивы, 7) индивидуальные характеристики, 8) опалесцентность, 9) оттенок. Во многих исследованиях, посвященных изучению цветовых эффектов зубов и реставраций, интенсивам, опалесцентности и индивидуальным характеристикам отводится второстепенная роль, но, по нашему мнению, эти параметры не менее важны для достижения оптимального эстетического результата, чем другие.
Следует отметить, что, несмотря на огромную значимость точного воспроизведения цвета, именно этот аспект стоматологического лечения является наименее изученным. Более того, в структуре стоматологического образования данному вопросу также не уделяется достаточного внимания. Высокий эстетический результат является идеальным исходом реставрационного лечения, однако попытки его достижения часто оказываются бесплодными, в большинстве случаев из-за неточного воспроизведения цвета реставраций.
Как бы то ни было, несмотря на всю сложность проблемы цвета, ее нельзя назвать непостижимой для понимания. Существуют сотни научных концепций и физических параметров (длина волны, температура и спектр света и т.д.), которые можно оценить с помощью объективных показателей. Кроме того, цвет включает в себя не только физические, но и психологические аспекты.
Цвет не является материальной величиной. Для его восприятия необходимы три составляющие: свет как физический раздражитель, глаз как воспринимающий элемент и индивидуальное восприятие.
Цвет представляет собой не истинное качество объекта, а его восприятие нашим воображением, а значит, субъективен. В большинстве случаев при взгляде на любой зуб мы (стоматологи и зубные техники) идеализируем его цвет, в нашем воображении сразу формируется представление о цвете, исходя из предыдущего опыта (например, А2, В1).
Еще перед тем, как приложить цветовой образец к зубу, мы уже приблизительно понимаем, из какого спектра этот образец выбрать. Именно в этом заключается ошибка, которой следует избегать. Для этого нужно более внимательно и продолжительно анализировать цвет зуба.
В настоящее время наиболее эффективный прием определения цвета зуба заключается во внимательном анализе цвета подготовленным наблюдателем, поэтому многие считают определение цвета особым видом искусства. Однако нам кажется, что это не искусство, а особое направление в стоматологии, которое требует специальных знаний, времени и подготовки. Чем больше мы практикуемся в этой области, тем точнее полученные результаты.
Надо помнить о том, что, если слово «зеленый» услышали 50 человек, у каждого из них возникнет свое особое представление об этом «зеленом», даже если мы подробно опишем известный нам цвет, увиденный множество раз. Если той же группе людей предоставить несколько сотен вариантов зеленого цвета, каждый выберет свой, отличающийся от других. Зрительная память значительно хуже, чем слуховая, и практически бесполезна, когда речь идет об огромном количестве оттенков и цветовых вариаций.
Значит, очень важно практиковать определение цвета с помощью моделей и цветовых образцов. Будучи профессионалами, мы должны прилагать максимум усилий, чтобы научиться различать оттенки и варианты цвета зубов.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.

История определения цвета в стоматологии

.
Определение цвета остается методом проб и ошибок, когда стоматолог или зубной техник прикладывает цветовые образцы к зубам в полости рта пациента и старается выбрать наиболее близкие по цвету, не обращая внимания на многие оптические характеристики и ряд природных особенностей, влияющих на восприятие цвета зуба.
С момента появления первой цветовой шкалы в начала XX века все последующие варианты были предназначены для простого сопоставления без какого-либо систематизированного подхода (1). В 1929 г. цветовые образцы классифицировались по оттенкам. В 1939 г. был определен эффект постоянства цвета естественных зубов, что привело к созданию цветовых шкал в их современном виде со всеми преимуществами и недостатками (2). Отметим, что последние в основном заключаются в ограниченном выборе определяемых параметров.
Сегодня наиболее известна цветовая шкала Вита (Vita Lumin Vacuum guide, Vident). Она с 1956 г. и остается клинически приемлемой до настоящего времени. В конце прошлого столетия появились различные варианты более сложных цветовых шкал, например Вита 3D Мастер (Vita 3D Master) (3), однако, по большому счету, изменения касались только распределения тех же цветовых образцов и новой терминологии. Электронные методы определения цвета дают многообещающие результаты, но пока еще требуют значительного усовершенствования для клинического использования.
Первые попытки создать принципиально новые системы определения цвета были предприняты всего несколько лет назад. В результате нам предложили селективные (4) и индивидуализированные цветовые шкалы (5, 6), основанные на научных оптических принципах и дифференцированном подходе к определению цвета разных тканей зуба.
Перспективы усовершенствования определения цвета наиболее вероятно заключаются в сочетании индивидуального подхода и цифровых технологий (7).
.
.
.
.
.
.
.
.

Система классификации цвета по Мэнселлу

.
Американский художник и преподаватель искусств Альберт Мэнселл (Albert Henry Munsell, 1858-1918) разделял три главные категории цвета: оттенок, насыщенность и яркость. На основе этой системы была создана наиболее распространенная сегодня система цветового пространства CIELAB (L*A*B*). Применение данной классификации при определении цвета зубов позволяет лучше понять структуру цвета и получить более точный результат.
степень смешивания трех основных цветов (красного, желтого и синего).
Насыщение степень насыщения цвета. Чистые цвета отличаются высокой насыщенностью.
Яркость: степень серого. Чем больше белого в цвете, тем выше его яркость, и наоборот, чем темнее цвет, тем меньше его яркость.
I.
*.
.
.
|.
.
.
.
Колесо Мэнселла является трехмерным представлением его колометриче-ской системы с учетом яркости (ось X), насыщенности (ось Y) и оттенка (ось Z).
.
.
.
.
.
/2 /4 /6 /8 /10 /12 /14 /16 /18 /20 /22 /24 /26.
ЯРКОСТЬ.
.
.
Участок колеса Мэнселла, демонстрирующий различия одного оттенка в зависимости от изменения яркости (ось X) и насыщенности (ось Y).
.
.

Системы классификации цвета в стоматологии

.
Известно множество цветовых классификаций, предложенных разными авторами: цветовые круги Клода Буте (Claude Boutet, 1708), цветовая сфера Филиппа Отто Рунге (Philipp Otto Runge, 1800), цветовое колесо Гёте (Johann Wolfgang von Goethe, 1810), цветовая схема Вильгельма фон Бецольда (Wilhelm von Bezold, 1874), цветовая сфера Иоганна Иттена (Johannes Itten, 1922) и цветовой куб Харальда Купперса (Harald Kueppers, 1980).
В 1915 г. Альберт Манселл в своей книге «Атлас цветовой системы Мэнселла» предложил новую систему числовой классификации цвета с учетом трех его основных аспектов: оттенка, насыщенности и яркости. Сегодня эта классификация является наиболее распространенной и используется не только в стоматологии, но и в других областях человеческой деятельности.
К сожалению, классификация прозрачных цветов в настоящее время отсутствует.

Цветовые шкалы

.
В стоматологии цветовые шкалы для определения цвета зуба применяются относительно давно, но обычно все они основаны на 4-5 цветах. Относительно стандартизованная цветовая шкала, в которой образцы были распределены на четыре группы: А, В, С и D, появилась лишь в 1956 г.
Основные отличия между разными цветовыми шкалами заключаются в физических и оптических характеристиках материалов, использованных для изготовления цветовых образцов, а также в распределении последних в самой шкале. При этом следует помнить, что материал цветовых образцов отличается от композитов или керамических масс, применяемых в клинической практике для изготовления реставраций зубов. Значит, коммерческие цветовые шкалы могут служить только приблизительным ориентиром, особенно с учетом существенной разницы между одинаковыми образцами разных комплектов одной и той же шкалы.
.
.
Как уже отмечалось, в стоматологии наиболее распространена цветовая шкала Вита, во многом благодаря простоте и порядку распределения цветовых образцов. В настоящее время почти все цветовые шкалы основаны на шкале Вита.
После тщательного анализа цвета естественных зубов все варианты распределили на 4 основные категории оттенков в зависимости от распространенности (в порядке убывания): наиболее распространенный оранжево-красный (А), оранжево-желтый (В), коричнево-серый (С) и наименее распространенный коричневый (D).
Каждый оттенок подразделен в зависимости от насыщенности. В оранжево-красной группе А образец А1 соответствует наименьшей выраженности оттенка, в то время как А4 - наибольшей насыщенности цвета. Разница между образцами с минимальной насыщенностью (А1, В1, С1 и D2) едва заметна (1), но сразу отмечается между максимально насыщенными образцами А4, В4, С4 и D4 (2 и 3).
Большинство человеческих зубов имеет оранжево-красно-желтый оттенок, что соответствует группе А цветовой шкалы Вита. К данной группе относится приблизительно 90-95 % здоровых людей, а отклонения от этой группы очень незначительны и относительно редки. Если зуб соответствует оттенку В или С, вероятность ошибочного определения цвета минимальна, поскольку отличие между ними в большей степени зависит от философии, которой придерживается стоматолог или зубной техник, например теории Лоренцо Ванини (Lorenzo Vanini) или Дидье Дичи (Didier Dietschi).
Работая в тональности группы А, можно модифицировать окончательный цвет с помощью некоторых приемов: 1) смешивать композиты со светоотверждаемыми красителями; 2) использовать средний слой в качестве экрана; 3) изменять толщину эмалевого слоя для увеличения или снижения яркости. Указанные приемы позволяют добиться практически любого нужного цвета. Например, оттенок С может быть легко достигнут при увеличении толщины эмалевого слоя, чтобы снизить яркость реставрации.
Все современные цветовые шкалы используются аналогичным образом. Принципиально отличающиеся системы не нашли широкого применения, но тем не менее некоторые клиницисты отдают предпочтение им.
.
.
Определить разницу цвета между образцами А, В, С и D шкалы Вита минимальной насыщенности сложно.
.
Между цветовыми образцами шкалы Вита максимальной насыщенности разница легко определяется.
.
Компьютерное улучшение одного и того же изображения при увеличении контраста и уменьшении яркости облегчает идентификацию разных оттенков.
Оттенок: цветовой параметр, определяемый дентином.
ОТТЕНОК.
Насыщенность: цветовая насыщенность дентинного слоя.
НАСЫЩЕННОСТЬ.
Яркость: опаковость, прозрачность и степень белого эмали.
ЯРКОСТЬ.
.
.
.
.
.
.
■ пятна, которые часто обнаруживаются в естественной эмали. Такие пятна (обычно белые и размытые) могут быть разной формы: в виде точек, облаков или полос.
ИНТЕНСИВЫ.
голубоватые или серые прозрачные участки в области режущего края и (или) проксимальной эмали (зона без дентина).
ОПАЛЕСЦЕНЦИЯ.
■ зубы обладают определенными индивидуальными характеристиками, например имеют белые или янтарные включения, трещины эмали, мамелоны и пятна.
.
.
.
.
.
.
.
.

Естественные цветовые характеристики слоев зуба

.
.
.
Клинический опыт и многие исследования показывают, что цвет естественных зубов формируется двумя основными слоями - эмалью и дентином. У большинства людей оттенок зубов варьирует от оранжевого до желтого (1), что обусловлено свойствами дентина (см. главу 2).
Эмаль модифицирует цвет дентина, поскольку увеличивает яркость (см. главу 3) и играет роль избирательного светового фильтра.
К сожалению, большинство современных реставрационных материалов не позволяет совершенно точно воспроизводить оптические характеристики зубов, поэтому стоматологи должны обладать недюжинными способностями для нивелирования различий между искусственными материалами и естественными тканями.
Как бы то ни было, активное проведение исследований и быстрое совершенствование технологий в области стоматологического материаловедения облегчают достижение оптимального результата и как можно более точной имитации естественного зуба.
Так же, как зуб имеет два оптически разных слоя, при создании реставрации применяется послойная методика нанесения материала (2). Обычно различают три слоя: внутренний (Внутри), внешний (Снаружи) и промежуточный (Посередине).
Внутри. Внутренний слой является исключительно дентинным и обусловливает насыщенность, матовость (опаковость), преломление света (3), флуоресценцию и желтоватый оттенок зуба (см. главу 2).
Снаружи. Внешний слой эмалевый. Он моделирует яркость, светимость и прозрачность. Этот слой позволяет модифицировать окончательный цвет зуба (см.
главу 3).
Посередине. Промежуточный слой используется для воспроизведения присущих естественной эмали деталей. Этот слой включает в себя опалесцентные участки, интенсивы и индивидуальные характеристики (см. главу 4).
Перед началом обсуждения света, цвета и различных цветовых систем, со стоматологической и общей точек зрения, необходимо проанализировать различные вариации цветовых параметров здоровых естественных зубов.
.
.
I Свет свободно проходит через спил.
естественного зуба.
.
.
Спил композитного зуба в проходящем свете: слои композитного материала создают схожие оптические эффекты с тако-.

5 основных цветов зуба

.
Различают 5 основных оттенков естественного зуба, комбинация которых формирует исключительно широкий спектр хроматических вариантов.
/оранжевый: дентин.
эмаль и внутренние характеристики эмали Синий: опалесценция свободной (периферической) эмали.
Янтарный: опалесценция, контропалесценция и различные характеристики эмали и дентина.
.
По локализации.
Каждому оттенку присуща определенная локализация в области коронки зуба, что сообщает схожие оптические характеристики для большинства зубов.
/оранжевы: пришеечная и средняя трети коронки.
мамелоны, ореол режущего края, окклюзионная и вестибулярная поверхности коронки.
Синий: режущий край и проксимальные поверхности.
Янтарный: ореол режущего края, режущий край и вестибулярная поверхность.
(характеристики).
.
.

Ц ет и

.
Свет.
.
.

Свет = цвет

.
Исаак Ньютон сформулировал постулат, справедливость которого не оспаривается и сегодня: «Свет - это цвет». В 1665 г. Ньютон доказал, что белый свет не первичен, а формируется спектром цветных составляющих, которые визуализируются при прохождении белого света через призму (дисперсия света). Этот спектр состоит из красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов.
Данный феномен часто наблюдается, когда свет проходит через край стеклянного предмета или множество капель дождя, образуя радугу, которая фактически состоит только из трех основных цветов - синего, красного и зеленого (1).
Ньютон показал, что при попадании света на предмет последний поглощает одни цвета и отражает другие. На основании этого наблюдения был сделан вывод, что все матовые предметы отражают определенную часть или весь спектр цветовых волн, попадающих на них.
В белом свете различные объекты имеют разный цвет, в зависимости от отражения и поглощения тех или иных цветовых составляющих спектра с разной интенсивностью. При попадании на объект светового луча пигменты, находящиеся в этом объекте, действуют по одному из трех путей: (А) поглощают все цвета спектра, что придает объекту черный цвет (5); (В) отражают все цвета спектра, что придает объекту белый цвет (6); (С) избирательно поглощают и (или) отражают цвета спектра, придавая объекту определенный цвет (2-4). Например, на поверхности объектов желтого цвета находятся пигменты, которые поглощают синие электромагнитные волны белого света, при этом другие пигменты (красные и зеленые) отражают цвет, который воспринимается мозгом как желтый (4). Удивительно, что в реальности объект является каким-угодно, только не желтым.
Свет представляет собой электромагнитное излучение, которое воспринимается человеческим глазом благодаря наличию у объекта определенных пигментов. При отсутствии освещения цвет не проявляется. В общем свет является относительно белым, и лучшим его примером может служить солнечный свет. Белый свет делится на составляющие его основные цвета (красный, зеленый и синий - аддитивная цветовая модель), каждый из которых невозможно разделить дальше. Эти три цвета называются основными спектральными.
Их правильное сочетание позволяет создать любой цвет видимого спектра (например, в телевизоре или проекторе).

Спектральная цветовая модель

.
Известны две цветовые модели - аддитивная (спектральная) и субтрактивная (пигментная).
Аддитивная модель (7) предполагает смешивание лучей для получения нужного цвета, а смешивание всех трех основных цветов в результате дает белый цвет.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Основные цвета аддитивной спектральной цветовой модели - красный, зеленый и синий.
Смешивание любых двух из этих цветов образует более яркий цвет, а смешение всех создает белый цвет.
.
.
.
.
.
.
Как уже отмечалось, свет можно разделить на три основных цвета - красный, зеленый и синий, которые, смешиваясь, образуют еще три цвета, как в радуге.
.
.
Наш мозг воспринимает отраженные волны в качестве конкретного цвета. В частности, желтый объект поглощает все волны света, за исключением волн красного и зеленого цвета. Воспринимаемый нами цвет является суммой всех отраженных объектом лучей. Объекты, кажущиеся белыми, отражают все цветовые волны, а черные, напротив, поглощают весь свет.
На люминесцентном экране представлены все три основных цвета аддитивной системы по отдельности. Смешивание всех трех цветов образует белый цвет.
Основные опаковые цвета субтрактивной модели - красный, желтый и синий. Смешивание всех трех цветов образует черный цвет.
.
.
Основные прозрачные цвета субтрактивной модели (красный, желтый и синий) при смешивании дают нейтральный серый. Производители стоматологических реставрационных материалов обычно берут за основу одну из трех указанных выше моделей.

Субтрактивная цветовая модель

.
Субтрактивная (пигментная) цветовая модель наиболее применима в стоматологии, поскольку реставрационные материалы, в том числе композиты, керамические массы, пигменты и даже наиболее прозрачные материалы, обладают некоторой степенью опаковости. В отличие от цветов аддитивной модели, основные цвета субтрактивной модели при смешивании образуют более темный цвет, чем самый светлый из составляющих его.
Этот факт имеет большое клиническое значение, поскольку при создании реставрации слои материала наносят друг на друга. При неправильном использовании в результате образуется нейтральный серый цвет. Применяемая цветовая модель называется субтрактивной, потому что в ней используются пигменты, которые поглощают свет, и транслюсцентной, поскольку оттенки в определенной степени прозрачны для света.
Если начинать с наложения очень темного базового цвета, более поверхностные массы будут затемнены подлежащей массой, которая «гасит» или «вычитает» цвет. В результате окончательная реставрация приобретает серый оттенок. Стоматологи часто сталкиваются в своей практике с этой проблемой. Использование масс с выраженной матовостью (опаковостью) может предотвратить данный эффект, но реставрация будет выглядеть искусственной, поэтому необходимо тщательно изучить цветовые результаты разных комбинаций.
Например, при раскрашивании керамики для уменьшения светимости (яркости) слишком белой искусственной коронки необходимо достигнуть нейтрального серого.
Чтобы создать нужный эффект, сначала следует определить доминирующий дентинный цвет и затем вспомогательный цвет (противоположный на цветовом колесе).
В частности, если базовый цвет реставрации оранжевый, то вспомогательным является синий. Таким образом, можно быть уверенными, что добавление синей массы снижает яркость реставрации, иногда для спокойствия стоматолога, иногда во избежание непопадания в цвет.
Для увеличения насыщенности цвета стоматологи должны точно знать доминирующий дентинный оттенок.
Смесь опаковых основных цветов образует черный цвет Акриловые краски, как любые пигменты, соответствуют субтрактивной цветовой модели.
.
.
Наслаивание трех прозрачных цветных пластинок всегда приводит к образованию более темного цвета, чем исходные.
Понимание теории цвета совершенно необходимо для достижения гармоничной интеграции реставраций, хотя многие стоматологи и пациенты ошибочно считают это исключительной прерогативой художников. Если не знать основные цветовые модели, очень сложно прогнозируемо добиваться оптимального результата. Случайные профессиональные успехи нельзя признать показателем высокого качества стоматологической помощи.
.
.

и восприятие света

.
Человеческий глаз способен воспринимать световые волны только в пределах 380-760 нм.
Лучи ультрафиолетового (меньше 380 нм) и инфракрасного (больше 760 нм) спектра мы не видим.
Цветовое восприятие регулируют механизмы поглощения и отражения.
Глаз человека содержит миллионы специализированных клеток (палочек и колбочек), способных реагировать на разную длину волны. Палочки и колбочки чувствительны к разным составляющим светового спектра и трансформируют световые раздражители в электрические импульсы, которые передаются в мозг через зрительные нервы, обеспечивая цветовую чувствительность.
Палочек обычно в 10 раз больше, чем колбочек, за исключением центра сетчатки. Палочки очень чувствительны к свету, особенно к световой волне длиной 505 нм (сине-зеленый цвет).
Колбочки отвечают за цветовосприятис. Различают три типа колбочек, каждый из которых чувствителен к определенному цвету (красному, зеленому или синему):.
красный: эритропсин (L) чувствителен к волнам длиной 500-700 нм (красный свет); зеленый: хлоропсин (М) чувствителен к волнам длиной 450-630 нм (зеленый свет); синий: цианопсин (S) чувствителен к волнам длиной 400-500 нм (синий свет).
Короткие волны (синий свет) обладают высокой энергией и относительно коротки (short - S). Длинные волны (красный свет) характеризуются меньшей энергией и длиннее (long - L).
.
.
По мере снижения степени освещения первыми перестают определяться красный и желтый цвета. Синий и фиолетовый остаются относительно заметными благодаря не только отражаемой ими энергии, но и положению специфических фоторецепторов в сетчатке. Таким образом, неблагоприятные условия освещения нарушают цветовосприятие.
Недостаточное освещение нарушает восприятие красно-желтого спектра, что особенно важно при определении цвета зубов.
Избыточное освещение затрудняет цветовосприятие. Наряду с этим на сетчатке возникает стойкое изображение и закрепляется тенденция к относительно белому восприятию всех цветов. При очень интенсивном освещении цветовосприятие часто нарушено.
Таким образом, чтобы получить оптимальные результаты, необходимо мягкое рассеянное белое освещение.
При определении цвета зубов каждый раз нужно учитывать вероятность искажения цвета.
"Парадокс реальности заключается в том, что ни одно изображение не является настолько привлекательным, как то, что существует в воображении смотрящего".
Александра Шана.
Под видимым излучением понимают электромагнитные волны, воспринимаемые человеческим глазом. Однако видимый спектр представляет собой лишь небольшую часть всего спектра электромагнитных волн.
.
.

Оптические феномены зуба

.
Зуб не только поглощает и отражает свет, но и преломляет, а также рассеивает лучи и создает уникальные оптические эффекты.
•Прямое пропускание: свет свободно проходит через зуб, не встречая препятствий.
•Диффузное пропускание: проходя через объект, лучи света расходятся в разных направлениях.
•Селективное пропускание: через зуб проходят только лучи с определенной длиной волны.
• Отражение: световые лучи отражаются от объекта.
•Преломление (рефракция): изменение направления распространения световых лучей на границе разделения двух прозрачных для них сред.
•Дифракция: взаимное изменение результирующей амплитуды волн при их наложении друг на друга, например огибание волнами препятствия.
.
.

Прозрачность и матовость (опаковость)

.
Поглощение и отражение света зависят от степени прозрачности или матовости объекта. Прозрачные объекты пропускают свет, в то время как матовые задерживают его.
•Прозрачные объекты беспрепятственно пропускают свет.
• Полупрозрачные объекты пропускают часть световых лучей и отражают остальные лучи.
• Матовые объекты полностью блокируют проходящий свет.
В состав реставрационных материалов, используемых для имитации естественных тканей зубов, входят частицы разной формы, которые обладают различными оптическими характеристиками, поглощают одни лучи и отражают другие. Сумма оптических эффектов создает у наблюдателя определенное представление о цвете объекта. Композитные и керамические эмалевые массы поглощают относительно большое количество лучей света. Дентинные массы отличаются матовостью и отражают значительную часть световых лучей. Используемые пигменты характеризуются селективным (избирательным) поглощением лучей разного диапазона.
.
.
Композитные образцы разной матовости, но одинаковой толщины. Под прямым освещением через одни образцы текст просвечивает, а через другие нет, в зависимости от матовости.
.
.
.
Те же образцы в проходящем свете кажутся янтарными. В этом случае через одни образцы текст тоже просвечивает, а через другие нет, в зависимости от матовости.
.
.
.
.
Под прямым освещением через относительно прозрачный композитный образец (слева) просвечивает темный фон. Матовый образец (справа) полностью его блокирует.
.
.

Оттенок (тон)

.
Как уже отмечалось, наиболее распространенные оттенки зубов относятся к группе А, хотя иногда немного от нее отличаются.
Большинство зубов имеет оттенок красно-желто-оранжевого спектра, но встречаются и дополнительные тона. К последним чаще относятся серый и коричневый, реже - розовый, пурпурный, зеленый или голубой (1). В стоматологической практике применяют материалы, ассортимент оттенков которых относительно ограничен, поэтому для достижения нужного результата используют светоотверждаемые красители (2) (например, Enamel Plus.
Tender Stains, Micerium или Chroma Zone color stain, Kuraray) в сочетании с гибридными композитами (3, 4, 5 и 6).
Композитные массы и красители нужно смешивать очень осторожно и медленно, чтобы избежать образования в них пузырьков (4 и 5).
Такой подход позволяет точно воспроизвести требуемый цвет зуба в нестандартных клинических случаях. На образцах, представленных на рис. 1, показана возможность увеличения насыщенности с помощью описанной методики.
.
.
.
.
.
.
.
Смешивание композитов с красителями позволяет добиться нужного оттенка.
.
.
.
.
.
.
.
.

Метамерия

.
Феномен метамерии заключается в восприятии двух разных по цвету предметов как имеющих одинаковый цвет при определенном освещении. Попробуем подобрать носки к ботинкам схожего цвета.
Дома нам может показаться, что цвет этих предметов одежды и обуви практически совпадает, но в другом помещении оказывается, что они сильно отличаются. То же самое может происходить при восстановлении зубов, когда два совершенно разных материала могут быть очень похожи между собой по цвету, однако в реальности не позволяют создать гармоничную реставрацию. Во избежание этого необходимо использовать соответствующий источник освещения со стандартной температурой света (5500 К).
Если возможности применять специальную лампу нет, нужно определить цвет зуба при естественном освещении и затем проверить при другом источнике освещения. В таком случае можно получить представление о возможных вариантах цветового восприятия.
.
.
.
.
.
.
В известном кинофильме зрители несколько раз видят одно и то же место при зеленом освещении. Мозг адаптируется к этому изображению меньше чем за 1 минуту и заставляет нас поверить, что освещение является естественным. С подобным феноменом мы сталкиваемся очень часто, однако при сравнении одних и тех же предметов при разном освещении разница становится очевидной.
При определенных условиях освещения цвет объектов может казаться одинаковым, но при другом освещении он оказывается разным.

Источники света

.
Для определения цвета зубов подходят не все источники света. Результирующий цвет при разном освещении (например, при свете свечи или газоразрядной лампы) значительно отличается.
Если источник света излучает теплый свет (красный), мы теряем способность воспринимать и различать оранжево-красный оттенок дентина.
Напротив, при холодном освещении (синем) теряется способность выявлять голубые и серые участки зубов. Мозг интерпретирует излучение большинства окружающих нас источников освещения как белый свет.
Температура света измеряется в кельвинах (К) и представляет собой температуру абсолютно черного тела (например, никель-фосфорного сплава или углеродных нанотрубок), при которой оно испускает излучение того же цветового тона, что и рассматриваемое излучение.
Черные тела с температурой менее 4000 К кажутся нам красными, а выше 7500 К - голубоватыми:.
• свеча: 1000 К.
• вольфрам: 1800 К.
• галоген: 2800 К.
• неон: 3200 К •дневной свет: 5500 К.
• вспышка: 5770 К.
• ксенон: 9300 К.
• газоразрядная лампа: 12 000 К.
• молния: 30 000 К.
.
.
.
.
.
.
.
.

Индивидуализированные цветовые шкалы

.
Цель создания индивидуализированных цветовых шкал заключается в том, чтобы получить цветовые образцы, максимально приближенные к реальности. Для этого нужно учитывать следующие параметры.
В первую очередь необходимо досконально изучить свойства используемого материала.
В идеале для определения цвета зуба следует применять цветовые образцы, изготовленные из того же материала, который применяется для создания реставраций. В таком случае физические и оптические параметры образцов будут совпадать с аналогичными эффектами реставраций. Нужно помнить, что материалы одного оттенка (например, АЗ) разных производителей могут сильно.
.
.
отличаться друг от друга. Таким образом, каждый зубной техник должен точно знать, какой материал (шкала) используется конкретным стоматологом.
Кроме того, адекватная цветовая шкала должна включать в себя образцы с эмалевым и дентинным слоями разной толщины. Это условие обязательно, поскольку окончательный цвет реставрации является результатом взаимодействия эмалевой и дентинной масс.
Далее будет описан относительно простой и эффективный метод модификации заводских цветовых шкал. Двуслойные образцы облегчают определение цвета, что имеет большое клиническое значение.
.
.
.
.
Шприцы с композитом разных производителей. Все композитные массы являются дентинными и имеют оттенок АЗ, но существенно отличаются друг от друга. Какой из этих композитов ближе всего к оттенку АЗ? Каждая компания использует собственную цветовую градацию и способы минимизации (или компенсации) цветовой погрешности, поэтому настоятельно рекомендуется применять цветовые шкалы того же производителя и из того же материала, из которого планируется изготовить реставрации.
.
.
.
.
.
.
Две силиконовые формы позволяют точно создать эмалевый слой образца точно заданного размера.
Эмалевый композит помещают на белый силикон и распределяют инструментом.
Поверх образца помещают форму из прозрачного силикона и оказывают на нее небольшое давления до полного смыкания форм.
.
.
Предварительная световая полимеризация выполняется через силиконовую форму в течение 20 секунд. После того как силиконовая форма будет снята, повторно проводят световую полимеризацию. При необходимости можно измерить толщину композитного образца.
.
Максимальная толщина в пришеечной трети 0,2 мм.
.
.
.
Максимальная толщина в пришеечной трети 0,5 мм.
.
.
.
Максимальная толщина в пришеечной трети 0,7 мм.
.
.
.
.
.
.
После достижения оптимальной толщины заготовки ее снова помещают в белую силиконовую форму. При достаточном опыте работы с формами этого этапа можно избежать.
На заготовку наносят дентинный композит нужного оттенка. Чтобы создать плоскую поверхность, прозрачную силиконовую форму следует перевернуть. После этого композит полимеризуют.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
После полимеризации образец извлекают из формы и выравнивают его края с помощью абразивного диска или алмазного бора.
К внутренней поверхности цветового образца фиксируют пугов-чатую клипсу, которая обеспечивает крепление к держателю и позволяет при необходимости повернуть образец.
Через 10 минут образец можно фиксировать к держателю. При преждевременной фиксации образца пуговчатая клипса может отделиться.
Готовые образцы нужно поместить в контейнер в правильной последовательности, что облегчает использование индивидуализированной цветовой шкалы (Му Shade Guide, Smile Line).
.
.
С помощью 5 эмалевых и 5 дентинных композитных масс была изготовлена цветовая шкала с образцами всех возможных комбинаций. Анализ образцов при прямом {слева) и непрямом (справа) освещении показывает изменение доминирующею детинного оттенка с разными эмалевыми массами.
На всех слайдах продемонстрированы одни и те же дентинные массы (W, А1, А2, АЗ и А4); эмалевые массы XW (7), W (8), А1 (9), А2 (10) и АЗ (11).
С точки зрения планирования композитных реставраций, предпочтительно использовать индивидуальные цветовые образцы разной толщины. Такие образцы позволяют очень быстро получить относительно точное представление о внешнем виде предполагаемой композитной реставрации.
Индивидуальные цветовые шкалы обеспечивают возможность модификации цветовых образцов, стратификации дентинных масс, применения опалесценции и других оптических эффектов, чтобы добиться точного воспроизведения окончательного цвета реставрации.
Полученные образцы могут использоваться как в условиях стоматологической клиники, так и в зуботехнической лаборатории. Таким образом, стоматологи и зубные техники имеют возможность прогнозировать результат восстановления зубов, полагаясь на надежный клинический протокол, с минимальной вероятностью ошибки.
При создании индивидуальных композитных цветовых образцов используют послойную методику нанесения материала на пластмассовую заготовку зуба (1 и 2). Пластмассовый зуб со-шлифовывают камнем с вестибулярной и нёбной сторон до получения плоской треугольной заготовки (3, 4, 5 и 6). Толщина заготовки должна составлять 0,2 мм в области режущего края (7 и 8) и 2 мм в пришеечной части (9 и 10). Толщину измеряют металлическим калибратором (микрометром). Затем заготовку дублируют с помощью прозрачного силикона (11) или твердого зуботехнического силикона (12), чтобы изготовить форму для создания композитных копий.
.
После этого в готовую форму помещают небольшую порцию эмалевого композита и равномерно распределяют его шпателем до полного заполнения оттиска.
.
.
.
.
Поверх неполимеризованного композита кладут прозрачную пластмассовую пластинку и разравнивают ее шпателем для компрессии композитной массы.
После полного распределения композита проводят полимеризацию через пластинку в течение 40 секунд, затем ее снимают.
.
.
Силиконовую форму осторожно сгибают, чтобы освободить композитную заготовку. Затем по краям заготовки сошлифо-вывают излишки композита, после чего можно приступать к изготовлению образца.
.
.
.
.
Для упражнения мы выбрали коронку с множеством индивидуальных характеристик, чтобы продемонстрировать возможность создания точного цветового образца с помощью послойного метода нанесения композита.
.
.
.
.
.
.
В первую очередь нужно выбрать дентинную основу. В пришеечной трети использовали более насыщенный дентинный композит (In 5), а в средней - менее насыщенный (In 3).
В режущей трети отмечаются три белых характерных включения. Дистальное и мезиаль-ное включения создали с помощью холодного белого (+), а центральное с помощью энергичного белого эффекта (+++).
В области режущего края обнаруживаются янтарное (Amb) и голубоватое опалесцентное (Opal) включения. Окончательный эмалевый слой сформирован с помощью эмалевой массы средневысокой яркости (Out 2).
.
Сначала выбирают заготовку требуемого эмалевого оттенка, что делается относительно быстро.
«Затем наносят высоконасыщенный дентинный композит в пришеечной части.
После этого наносят дентинный композит базовой насыщенности.
В области режущего края наносят опалесцентную массу.
Наносят интенсив и янтарный эффект.
Наносят окончательный эмалевый слой.
После завершения моделирования композитного образца его шлифуют, полируют и очищают; готовый образец можно сравнить с зубом (7). При заметном расхождении композитного образца с естественным зубом требуется изготовить новый образец.
.
.
.
.
.
.
После снятия с опаковой модели коронка и образец выглядят очень похоже (8). Сравнение коронки и цветового образца подтверждает надежность использования описанного протокола.
Цветовой образец можно передать в зуботехническую лабораторию для использования в качестве наглядной цветовой карты или ориентира. Образец можно распилить пополам, чтобы определить толщину и взаимное расположение слоев композита (9).

Влияние фона на цвет зуба

.
Фон позади зубов непосредственно влияет на точность определения цвета, особенно при использовании прозрачных и опалесцентных масс.
Каждый фон имеет определенные преимущества и недостатки.
Белый фон (2) позволяет дифференцировать прозрачные зоны, янтарные, оранжевые и красноватые участки зубов. Такой фон возникает при смыкании зубов, когда резцы верхней челюсти перекрывают резцы нижней.
* Нейтральный серый фон (3) облегчает определение оттенка зуба.
Фон другого цвета (4) обычно используется с демонстрационными целями и не предназначен для определения цвета зуба. Красный фон придает зубам более голубоватый оттенок, чем в реальности.
.

Фотография и цвет зуба

.
.
.
.
.
.
.
.
.
Современная фотография является прекрасным инструментом коммуникации, документации и цветового анализа. При этом для максимально эффективного использования фотографии в стоматологической практике необходимо учитывать некоторые параметры, в том числе стандартизованные условия освещения, оптимальную экспозицию и нужное увеличение.
Высококачественные фотоизображения позволяют точно передать цвет и другие особенности объекта. Некоторые спектрофотометры являются небольшими цифровыми фотокамерами. Мы считаем, что однообъективные зеркальные (ООЗ) фотокамеры имеют большой потенциал в стоматологии. Ниже представлены фотографии одного и того же участка полости рта, сделанные с помощью одной камеры, одного объектива, в одно и то же время, но с использованием разных вспышек и с разной экспозицией.
Снимок получен с помощью точечных вспышек (латеральных вспышек) (А). Такие вспышки и их направление позволяют избежать избыточного отражения света от поверхности зуба. Эта методика оптимальна для документации и определения цвета изображения.
При применении истинной круговой (С) или псевдокруговой вспышки, когда точечные вспышки располагаются как можно ближе к объективу (В), свет отражается от зуба точно в направлении объектива, что приводит к получению относительно плоского изображения. При этом поверхность, отражающая свет, кажется больше, чем есть на самом деле. Такой метод оптимален для выделения определенных поверхностей и текстуры.
После передачи цветного изображения в компьютер (F) можно использовать специальные программы длл создания черно-белого изображения, что облегчает анализ опаковости эмали и общей яркости зуба.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Фотографии, сделанные с недостаточной экспозицией, помогают выявить внутренние цветовые особенности зубов. Для получения таких фотографий значение экспозиции уменьшают приблизительно до -0.7/-1.3. При необходимости то же самое можно сделать при компьютерной обработке готового изображения, снизить яркость примерно на 15-20 %, но такой подход менее предпочтителен.
Фотографию при рассеянном освещении можно использовать для презентаций. Своеобразный бархатистый вид объектов позволяет выявить интересные особенности цвета и текстуры поверхности. Безусловно, такие снимки не следует применять для определения цвета зубов, поскольку при рассеянном освещении не наблюдаются некоторые важные цветовые эффекты.
Изображение было модифицировано для увеличения контраста (на 60 %) и уменьшения яркости (на 40-60 %), что позволило подчеркнуть цветовые характеристики. Цвет настолько яркий, что мягкие ткани кажутся отечными. Такой прием очень важен и удобен в стоматологической практике для точного определения цвета.
Фотографии в отраженном поляризованном свете получают с помощью специальных фильтров для поперечной поляризации (polar-eyes, emulation, Greece). Зеркальное отражение скрывает мелкие детали структур зуба, но создает контрастную и весьма насыщенную картинку, которую можно проанализировать визуально или калибровать.
.
.

Экспозиция

.
Свет является основой любого изображения. В стоматологии очень редко удается получить высококачественные фотографии без правильного искусственного освещения. Технология TTL (through-the-lens) обеспечивает своевременность возникновения вспышки непосредственно перед регистрацией изображения и высвобождение требуемого объема света, а также определяет его количество, которое возвращается на фотоэлектрический сенсор. У современных камер можно регулировать необходимые параметры вспышки.
Значение экспозиции модифицируется практически у всех современных фотокамер, нужная функция обозначается символом «+/-». При этом изменение параметров камеры без достаточных знаний в области фотографии не позволяет задать требуемую вспышку.
Современные цифровые камеры с функцией TTL можно запрограммировать для получения нужной степени освещения объекта в момент регистрации изображения. При относительно недостаточной экспозиции изображение получается темным. В стоматологии небольшой недостаток экспозиции (-0.7 EV/-1.0 EV) позволяет подчеркнуть особенности внутренних структур зуба. Несмотря на кажущуюся неполноценность таких снимков, они служат источником клинически ценной информации.
Та же картина, но с правильной экспозицией. Снимок считается качественным, если он точно отражает реальную ситуацию (0.0 EV, +0.3 EV, -0.3 EV). Такие фотографии могут применяться для презентаций и лекций в исходном виде или подвергаться требуемой цифровой обработке.
Та же картина, но с избыточной экспозицией (+0.7 EV, +1.0 EV), достигнутой с помощью слишком яркой вспышки. В таком случае исчезают все мелкие детали, а изображение не удается оптимизировать компьютерными методами. Оно кажется неестественным. Подобные снимки имеют минимальную практическую ценность.
.
.
.
.
.
.

Выбор цифровой камеры

.
Мы не имеем каких-либо предпочтений относительно марок фотокамер. Представленные ниже фотоаппараты описаны только потому, что они совместимы с беспроводной вспышкой. Это преимущество исключительно ценно при получении клинических и студийных фотографий, поскольку возможность открепления вспышек от корпуса фотоаппарата позволяет организовать мини-фотостудию для внутри- и внеротовой съемки.
Оборудование в верхнем ряду оптимально для большинства клинических ситуаций и внутри-и внеротовой съемки передних и жевательных зубов. В нижнем ряду представлено более экономичное оборудование, позволяющее получить фотографии достаточно высокого качества.
Фотокамера для использования в стоматологии должна иметь:.
• беспроводной контроль вспышки.
самоочищающийся датчик матрицы.
• TTL-экспонометр.
• разрешение 6 мегапикселей или больше.
.
.

Усталость сетчатки

.
Известно, что клетки сетчатки подвергаются утомляемости, однако механизм этого феномена плохо изучен. Утомление возникает в результате истощения палочек и колбочек при длительной концентрации зрения на контрастном участке, что приводит к утрате способности правильно определять цвета. Значит, перед определением цвета глаза должны отдохнуть.
Для этого рекомендуется в течение как минимум 2 минут смотреть на размытый фон нейтрального цветового спектра, например серый, голубой или зеленый (как показано справа).

Советы и секреты

.
• Перед определением цвета зубов сделайте качественную фотографию нужного участка зубного ряда.
•Убедитесь в достаточной гидратации зубов, цвет которых планируется определить.
• Определение цвета зубов всегда следует проводить при постоянном освещении с температурой 5500 К.
•Узнайте еще чье-либо мнение. Удивительно, насколько полезным может быть мнение стороннего наблюдателя при определении цвета зубов.
• Используйте нейтральный серый фон.
• Определяйте цвет зуба с помощью цветовых образцов, изготовленных из материала, который планируется использовать для создания реставрации.

.