Атлас послойных композитных реставраций
Йорди Манаута Анна Салат.
С использованием цветовых шаблонов Styfcltaltano.
Доктор Йорди Манаута.
Иорди Манаута родился в Мехико-сити. С отличием закончил стоматологический факультет Мексиканского политехнического университета (UNITEC). Получил последипломное образование в области оперативной и эстетической стоматологии и мастерскую степень в Международном университете Каталонии (UIC) в Барселоне (Испания). Там же впоследствии занимал должность профессора кафедры детской стоматологии. Доктор Манаута сотрудничает со многими компаниями в области разработки и совершенствования различных стоматологических материалов. В настоящее время является научным консультантом двух европейских стоматологических журналов. Кроме того, Йорди Манаута - автор ряда статей, опубликованных в ведущих международных изданиях. Активно выступает с докладами на различных конференциях.
Моих родных всегда удивлял рано появившийся у меня интерес к стоматологии. Еще в детстве вместо того, чтобы мечтать стать космонавтом, как большинство ровесников, я хотел быть стоматологом.
Даже во время учебы в школе мои успехи по разным предметам в целом отражали особенности будущей специальности. Очень давно, когда я попал в стоматологическую клинику, мне сразу стало понятно, что только стоматология позволит мне, с одной стороны, лечить людей, а с другой - развиваться творчески, поскольку далеко не все стоматологические проблемы можно решить, полагаясь исключительно на достижения науки. Мне это кажется безумно увлекательным! Совершенно искренне могу заявить, что решение стать стоматологом было принято сердцем, т.е. без какого-либо взвешенного анализа и длительных раздумий. То же самое произошло, когда я выбрал специализацию. Просто во время обучения на стоматологическом факультете жизнь сама предложила мне нужные подсказки, которые направили меня туда, где я в итоге оказался. В результате я занимаюсь именно тем, что мне нравится больше всего.
Мой первый контакт с по-настоящему серьезным подходом к эстетической стоматологии состоялся, когда я открыл книгу, в которой описывалось изготовление керамических реставраций. Для меня стало приятным сюрпризом, что ее автор, один из ведущих мировых зубных техников, жил в Барселоне по соседству со мной. При встрече он сказал мне, что успехов в своем деле достиг благодаря не врожденным качествам, а упорному труду.
Единственный способ получить удовлетворение от собственного труда заключается в том, чтобы стремиться к тому результату, который сам считаешь высоким. Помня об этом, я всегда старался быть похожим на профессионалов, работой которых восхищался.
Иногда мои учителя казались мне фокусниками, что, конечно, было совсем не так. Я работал с теми же самыми материалами и использовал те же методики, что и они, но мои реставрации значительно уступали тем, которые делали эти специалисты. Почему недостаточно правильно выбрать цвет материала? Что я делаю не так? Я посетил множество конгрессов и обучался на многих курсах. В первый же рабочий день после такого мероприятия я сразу пробовал воплотить увиденное и услышанное на практике. Как правило, это не приводило к успеху, и я, подавив разочарование и раздражение, возвращался к привычной рутине. Позже пришло понимание того, что лекторов можно разделить на две категории: одни действительно являются прекрасными клиницистами, а другие просто умеют делать красивые доклады.
Съев не один пуд соли и пролив не одно ведро пота, я осознал, что мануальные навыки и творческие способности отнюдь не основные составляющие успешного результата. Намного важнее строгость соблюдения протокола, аккуратность, терпение, многократное повторение и, конечно, знания. Освоение методики послойного нанесения композита позволило мне понять собственные ошибки и помогло прогнозируемо добиваться оптимального восстановления зубов.
Именно поэтому мы назвали свой атлас «Слои», отдавая дань послойному протоколу создания композитных реставраций. Его должны использовать все стоматологи, которым небезразлична их специальность. Итак, на этом я оставляю вас с информацией и знаниями, которыми когда-то щедро поделились со мной мои учителя.
Йорди Перес-Манаута.
Анна Салат родилась и живет в Барселоне. В этом же городе в Международном университете Каталонии (UIC) она закончила стоматологический факультет и получила мастерскую степень в области имплантологии и эстетической стоматологии. В настоящее время доктор Салат является профессором кафедры эстетической стоматологии своей alma mater. Анна Салат активно выступает с докладами на международных симпозиумах. Она автор многих статей, посвященных консервативной стоматологии и эстетичным реставрациям.
Еще несколько лет назад я занималась стоматологией общей практики: фиксировала коронки, которые считала эстетичными, или изготавливала композитные реставрации, вблизи казавшиеся идеальными, но в реальности не гармонировавшие с прилегающими структурами зуба. Очень часто эстетические результаты моей работы не вызывали у меня ни удовольствия, ни удовлетворения.
Ни один пациент, обращаясь за стоматологической помощью, не рассчитывает на то, что после лечения у него будут «некрасивые» зубы. Наша задача -создать гармоничные реставрации, имеющие как можно более естественный внешний вид. Пациенты ожидают от стоматолога изменения улыбки, однако в одних случаях лечение приводит к улучшению внешнего вида, а в других ситуация лучше не становится, несмотря на все усилия врача. Достаточно вспомнить обо всех реставрациях с поддесневым расположением краев с хроническим воспалением десны, реставрациях с нависающими краями.
Вспомнить, насколько редко (или часто) в нашей практике встречаются случаи неточного совпадения цвета и текстуры реставраций, реставрации неправильной формы, и т.д. Более того, повсеместно выполняется гипердиагностика и проводится неоправданно инвазивное лечение.
В какой-то момент я приняла решение совершенствоваться в области эстетической стоматологии. Это позволило мне ближе познакомиться с миром консервативной стоматологии и освоить малоинвазивные методики, способствующие достижению высокого эстетического результата реставрационного лечения.
В итоге это привело к изменению используемых мною терапевтических протоколов. Возможность нанесения реставрационного материала без избыточного препарирования эмали и дентина, например при переломах передних зубов, позволила избежать необходимости эндодонтического лечения, которое часто назначается при применении традиционных подходов. Сегодня с помощью послойной методики нанесения композита мы можем идеально имитировать естественные структуры зуба, что делает реставрации практически незаметными. При этом максимальное сохранение здоровых твердых тканей зубов обеспечивает благоприятный долгосрочный прогноз лечения.
Совершенствование адгезивных методик и композитных материалов расширяет показания для малоинвазивного реставрационного лечения и облегчает достижение высокого эстетического результата. Полное удовлетворение пациентов исходом терапии стало для меня основным профессиональным стимулом.
Я хочу поблагодарить всех специалистов, чья работа мотивировала меня на совершенствование собственных клинических навыков. Особая признательность моим руководителям Мигелю Роигу (Miguel Roig) и Луису Хане (Luis Jane), директору мастерской программы по эстетической стоматологии, а также всем моим преподавателям из Международного университета Каталонии в Барселоне. Кроме того, я благодарю блестящих профессионалов, способствовавших моему развитию как специалиста в области эстетической стоматологии: Вальтера Дево-то (Walter Devoto), Лоренцо Ванини (Lorenzo Vanini), Луиша Нарцисо Баратьери (Luiz Narciso Baratieri), Анжело Путиньяно (Angelo Putignano), Даниэле Рондони (Daniele Rondoni), Франческо Мангани (Francesco Mangani) и многих других.
Анна Салат
Предисловие
При написании предисловия к своей книге Йорди и Анна вспомнили четверостишие из стихотворения «Зодчие» великого американского поэта Генри Лонгфелло (перевод Филиппова. - АО.):.
Правда, в древности седой Зодчий тщательнее был -За минутой, за любой,.
Глаз богов везде следил.
Смысл этих слов ясен - художники и скульпторы прошлого отличались незаурядной самодисциплиной, которая не позволяла им работать халатно. Они уделяли большое внимание мельчайшим деталям, подчас даже невидимым, поскольку искренне верили, что окончательный вердикт их работе будет вынесен не окружающими, но значительно более строгим судьей - их собственной совестью.
Во время чтения этой книги мы испытывали то же самое чувство.
Наши вчерашние студенты Йорди и Анна выросли в профессионалов высочайшего уровня во многом благодаря тому, что мы можем назвать одним словом - СТРАСТЬ. Страсть рождает в нас любопытство, заставляет пробовать новые материалы и методы, чтобы улучшить собственные навыки и расширить возможности, дает нам силы впитывать знания и многократно повторять упражнения до достижения оптимального результата.
В этом атласе на каждой странице чувствуется любовь авторов к своей работе. Она проявляется не только в тщательном подборе и качестве слайдов, но и в интереснейших интервью, данных ведущими мировыми специалистами.
Безусловно, «Слои» не будут пылиться у вас на полке. Эта книга станет настольной и для студентов, и для молодых врачей, и для опытных коллег.
Она сама по себе является стимулом для самосовершенствования.
Очень важно, что в атласе гармонично сочетаются научное обоснование клинических подходов и творческая составляющая реставрационного лечения.
Мы желаем авторам успеха, которого они заслуживают, и уверены, что их страсть к своей профессии никого не оставит равнодушными.
Хорошего чтения, коллеги!.
Вальтер Девото и Анжело Путиньяно
Благодарность
Нашему другу и ментору Сезару Хинострозе (Cesar Hinostroza). Хотя ты и стараешься оставаться в тени, скрыться тебе не удастся, поскольку твое влияние чувствуется во всем. Ты являешься самой важной частью всех наших профессиональных проектов.
Вальтеру Девото (Walter Devoto) и Анжело Путиньяно (Angelo Putignano), поскольку этот атлас и многие другие наши начинания состоялись только благодаря вам.
Джанфранко, Гаэтано, Моналдо, Даниэле и Симоне за сотрудничество в проекте Styleltaliano.
Стоматологам, которыми мы восхищаемся, - Лоренцо Ванини (Lorenzo Vanini) и Франческо Мангани (Francesco Mangani).
Людям, которые с готовностью поделились с нами своими идеями в начале каждой главы. Мы и не мечтали, что сможем оказаться с вами на одних страницах, Паскаль, Даниэле, Анжело, Вальтер, Лоренцо, Дэвид, Андре, Жан-Луи, Жан-Кристоф, Сергей, Бернд, Рикардо, Галип, Луиш и Луис!.
Мануэлю Руису Альфаро (Manuel Ruiz Alfaro), нашему другу, без графического и редакционного таланта которого этой книги не было бы. Благодарим тебя за бесчисленные часы удаленного общения Dropbox и Skype, за редкий талант и профессионализм. Несмотря на 10 тысяч километров, разделяющих нас, мы все-таки сделали эту книгу!
www.asterizco.com
Асунсьон Мендоса (Asuncion Mendoza) и Энрике Солано (Enrique Solano) за то, что научили нас следовать за мечтой и никогда не сдаваться.
Наша глубокая признательность компаниям ЗМ (США), Kerr (Швейцария), Smile Line (Швейцария), Micerium (Италия), Kuraray (Япония), Ivoclar (Лихтенштейн), Heraeus (Германия), DMG (Германия), FGM (Бразилия), LM (Финляндия) за бескорыстное предоставление своей продукции. Они ничего не просили взамен, и это позволило нам сохранить объективность.
Искренняя благодарность всем нашим преподавателям из Международного университета Каталонии в лице Мигеля Роига (Miguel Roig), Луиса Хане (Luis Jane) и Хуана Базилио (Juan Basilio), которые делились с нами знаниями без остатка.
Мойзесу Митрани (Moises Mitrani) и Нине Нудель (Nina Nudel), а также всем тем сотрудникам Мексиканского политехнического университета, которые сделали пять лет обучения в нем одними из самых замечательных в моей жизни (Й.М.). Моя благодарность всем вам - сокурсники, преподаватели и научные сотрудники.
Глубочайшая признательность Мигелю Тамесу (Miguel Tames), Рафаэлю Тамесу (Rafael Tames), Пабло Майеру (Pablo Mayer), Диего Дженовесу (Diego Genoves), Раулю Уриза (Raul Uriza), Эмилио Каналесу (Emilio Canales), Артуро Монрою (Arturo Monroy) и Марио (Mario).
Прекрасным художникам, которые раскрасили нашу жизнь яркими красками, - Луису Альберто Виллануэве (Luis Alberto Villanueva), для друзей Вето, и Даниэле Рондони. Ваше творчество стало не только украшением этой книги - оно оставило глубокий след в нашей душе. Сложно даже представить себе, что мы могли бы справиться без вас.
Памяти Луиса Беллета (Luis Bellet), чей неожиданный и слишком ранний уход оставил в нас зияющую пустоту.
Джоане Чаварриа (Joan Chavarria) и Йорди Кабечера-ну (Jordi Cabeceran) - работа с вами доставляет большое удовольствие.
Нашим ассистентам в Италии и Испании. Вы являетесь половиной каждого из нас.
Всем тем, кто страдал от хаоса и неразберихи дома и на работе. Мы посвящаем эту книгу вам... В конце концов, все было не так уж плохо. Мы вас очень любим! Хуану Мануэлю Касасу (Juan Manuel Casas) и Маркосу Сандо (Marcos Sando) за предоставление нужных материалов во что бы то ни стало, когда это было более всего необходимо. Наша благодарность вам больше, чем эта книга.
Хосе Луису Лопесу (Jose Luis Lopez) за его 30-летний опыт и потрясающие знания литературы, а также за глубочайшее понимание особенностей редактирования и издания стоматологической литературы. Твои советы позволили реализовать этот проект.
Издательству «Квинтэссенция» за превосходное исполнение книги.
Всем тем, кого мы случайно забыли упомянуть. К сожалению, в книге недостаточно места, чтобы выразить благодарность каждому. Простите нас.
Мы просим прощения у всех членов наших семей и друзей! Ничто, абсолютно ничто не может служить оправданием времени, проведенного вдали от вас.
С уважением, Йорди и Анна
Паскаль Манье родился в Ла-Шо-де-Фон (Швейцария). Стоматологическое образование получил в Женевском университете (1989). В этом же университете в 1992 г.
доктор Манье защитил дипломную работу, прошел специализацию по ортопедической и оперативной стоматологии и преподавал до 1997 г.
После получения крупных грантов от Швейцарского научного фонда, Швейцарского фонда медико-биологических исследований и Международной ассоциации стоматологических исследований доктор Манье в течение двух лет занимался исключительно преподавательской деятельностью и исследованиями в области биоматериалов и биомеханики в университете штата Миннесота.
После возвращения в Женевский университет Паскаль Манье получил степень доктора философии (PhD) и преподавал в качестве старшего лектора. С февраля 2004 г.
занимает должность профессора в университете Южной Калифорнии (Лос-Анджелес, США), где возглавляет департамент эстетической стоматологии.
Доктор Манье является соавтором книги Bonded Porcelain Restorations in the Anterior Dentition: A Biomimetic Approach (Quintessence Publishing, 2002), а также автором многих клинических и научных статей и глав, посвященных эстетической и адгезивной стоматологии.
Кроме того, Паскаль Манье часто проводит курсы и выступает с докладами на многих международных стоматологических конференциях.
Вопрос. Что представляют собой слои в вашем понимании?.
Ответ. Слои могут иметь множество смыслов: от просто массы вещества относительно постоянной толщины до сложной комплексной слоистой структуры. Слой может быть независимым от других слоев, но тем не менее являться частью чего-то целого. Свойства каждого слоя синергично сочетаются друг с другом, приобретая уникальные оптические, механические и функциональные характеристики.
Лучшим примером удивительной комбинации слоев является зуб, поскольку он включает в себя множество субстратов, обладающих разными свойствами: дентин, дентинно-эмалевое соединение и эмаль. Результирующая структура практически идеальна и не имеет недостатков, присущих каждому из составляющих ее слоев по отдельности. Эмаль очень хрупкая, но износоустойчивая, а дентин - наоборот. Соединение между дентином и эмалью отличается исключительной надежностью. Несомненно, эта «зубная триада» (эмаль, дентинно-эмалевое соединение и дентин) может служить аллегорией гармоничного функционирования человеческого общества, в котором каждый из нас является неповторимой индивидуальностью со своими достоинствами и недостатками. Сообщество людей может быть самым прекрасным созданием Творца.
В последнее время наметился большой интерес к исследованиям, посвященным изучению биоматериалов, тканевой регенерации, стволовым клеткам и особенностям заживления.
Пока некоторые концепции кажутся фантастическими, но вполне вероятно, что уже очень скоро они станут реальными. Технологические достижения привели к появлению потрясающих функциональных материалов, которые позволили решить многие проблемы. Сейчас мы еще далеки от воссоздания естественных тканей, но уже приблизились к их достаточно эффективному замещению. Каждый слой обладает огромной ценностью. Интактный зуб всегда предпочтительнее любого реставрационного материала, несмотря на любые их разрекламированные преимущества.
Тщательное изучение слоев зуба позволяет нам лучше, эффективнее лечить стоматологические заболевания и как можно точнее имитировать ткани зуба.
Мы должны иметь четкое представление о структуре цвета, толщине, опаковости, взаимном расположении, размере, возрастных особенностях, форме, ориентации, аномалиях слоев.
Прочитав эту книгу, вы поймете, как минимум, одно: зуб нужно любить.
Приглашаем вас в удивительное путешествие через 13 глав, в которых вы узнаете, что человеческие зубы состоят из двух основных слоев, иногда повреждающихся, а наша задача заключается в том, чтобы по возможности заместить их.