Глава 9.Патологические изменения зубов

Иорди Манаута • Анна Салат
Профессор Бернд Клайбер
Бернд Клайбер (Bernd Klaiber) родился в Карлсруэ (Германия). Стоматологическое образование получил во Фрайбургском университете (Германия).
Профессор Клайбер дважды, в 1980 и 1998 гг., получал ежегодную награду Немецкого стоматологического общества.
В 1981 г. Бернд Клайбер стал профессором Фрайбургского университета. В 1986 г. он был удостоен престижной награды имени Вальтера-Энгеля Академии стоматологических исследований (Карлсруэ).
С 1987 г. профессор Клайбер возглавляет кафедру оперативной стоматологии и пародонтологии Вюрцбургского университета (Германия).
Вопрос. Некоторые специалисты оспаривают необходимость воспроизведения различных аномалий и патологических изменений зубов при изготовлении реставраций. Почему вам кажется, что стоматологи должны уметь имитировать эти цветовые особенности?.
Ответ. По моему мнению, при анализе возможности имитации патологических эффектов прежде всего нужно учитывать локализацию и форму реставрации. Воспроизведение окрашенных фиссур, опаковых зон или кариозного поражения в функциональной области является необоснованным.
Безусловно, в эстетически значимой зоне ситуация может отличаться (например, если соседние с планируемой реставрацией зубы имеют опаковые зоны, окрашенные участки или трещины эмали). В таких случаях имитация аномалий часто целесообразна для гармоничного сочетания реставрации с окружающими структурами.
Безупречно восстановленный зуб, расположенный между зубами с видимыми дефектами, всегда будет казаться искусственным. Заметные обывателю реставрации являются приговором нашей работе, какой бы красивой она нам ни казалась.
В ходе курса во время практических упражнений участники обычно чувствуют себя достаточно раскованно. Как-то один из курсантов задал мне очень интересный вопрос. Он спросил, как имитировать тетрациклиновое окрашивание зубов с помощью послойной композитной реставрации.
Я ответил, что такие случаи и есть самые сложные. Имитировать тетрациклиновое окрашивание очень трудно, поскольку серо-коричневый оттенок может просвечивать через слой композита, особенно прозрачного. Это требует использования опаковых белых композитных масс.
Курсант прервал меня: «Извините, я неправильно выразился. Мне нужно восстановить сломанный зуб, который имеет тетрациклиновое окрашивание. При этом пациенту не показано изготовление виниров или коронок».
Это меня заинтересовало. Я спросил, что же он сделал.
Курсант ответил, что попытался имитировать окрашивание с помощью композитов очень темных оттенков, в частности С4, но результат оказался неудовлетворительным.
Я предложил вернуться к этому разговору через пару недель, но ничего не обещал, поскольку никогда не пробовал создавать такие реставрации.
Через две недели я послал этому курсанту фотографию (рис. 1) со следующими инструкциями: «Смешайте дентинный композит А2 с оранжевым красителем и тот же дентинный оттенок А2 с коричневым красителем. Насыщайте обе массы красителями до достижения нужного цвета. Попробуйте также смешать немного черного красителя, если естественные ткани зуба очень серые».
Через 10 дней пришел ответ: «Наконец у меня получилось! Обязательно пришлю фотографии».
Мне было приятно помочь коллеге, а сама задача показалась очень интересной и достойной упоминания в книге.
Внимание 1: фотографии от курсанта я так и не получил... Внимание 2: фотографии пришли, когда работа над книгой была практически завершена.
Патологические и аномальные изменения зубов характеризуются широким спектром цветовых и структурных особенностей, которые редко наблюдаются в норме.
Имитация этих эффектов не только помогает добиться успеха в сложных клинических случаях. Она также позволяет лучше понять цвет зубов, развить способность определять цвета и их составляющие, отработать умение послойного создания реставраций.
Сотни художников, занятых в индустрии развлечении (театр, кинематограф, фотография), изготавливают аномальные зубы, например клыки вампиров, гнилые зубы отрицательных персонажей и т.д. Иногда нас удивляет то, насколько точно воспроизводятся патологические эффекты людьми, которые не имеют отношения к стоматологии, но прекрасно чувствуют цвет.

Продолжение здесь