Глава 13.Конец

Иорди Манаута • Анна Салат
Доктор Луис Хане
Доктор Луис Хане (Luis Jane) больше 25 лет занимается совершенствованием методов улучшения улыбки. Доктор Хане руководит собственной стоматологической клиникой и заведует кафедрой оперативной и эстетической стоматологии Международного университета Каталонии (Испания).
Луис Хане активно выступает с докладами и проводит курсы во многих странах Европы и Южной Америки. Кроме того, он является автором многих статей и соавтором ряда книг, посвященных косметической стоматологии.
Доктор Хане - член нескольких национальных и международных стоматологических организаций, в том числе Европейской академии эстетической стоматологии и Испанского общества протезирования.
Вопрос. Как вам кажется, послойная методика создания композитных реставраций доступна только узкому кругу специалистов или может эффективно использоваться всеми стоматологами?.
Ответ. Утверждение, что послойную методику способны реализовывать на практике далеко не все специалисты, означает, что врачи, которые восстанавливают зубы с помощью композитных реставраций, могут игнорировать принципы анатомии, биомеханики и косметической стоматологии. Отказ от преподавания послойной методики студентам и стоматологам общей практики приводит к повсеместному распространению монохромных композитных реставраций, качество которых к тому же ухудшается из-за неблагоприятного действия полимеризационной усадки. Послойное нанесение является значительно большим, чем прием для моделирования мамелонов и красивого режущего края. Незнание и неиспользование принципов анатомии, биомеханики и косметической стоматологии не позволяет оценить красоту, которой наделила нас природа, а значит, лишает возможности сохранить и воспроизвести ее.
Стоматолога, который не владеет послойной методикой создания композитных реставраций, можно сравнить с хирургом, не знающим анатомии. Перефразируя Микеланджело, скажу, что внутри каждой композитной массы скрывается красивый зуб, нам лишь нужно уметь послойно его воссоздать.
Ни один стоматолог не обладает врожденной способностью правильно определять и подбирать цвет. Конечно, одним это удается лучше или легче, чем другим, но действительно высокий уровень достигается только при условии наличия достаточных знаний, а также упорных упражнений и практики.
Стоматологи, на досуге занимающиеся деятельностью, связанной с цветом, например живописью, фотографированием, моделированием и т.д., обычно обладают хорошей исходной подготовкой для понимания цвета.
При этом даже люди, нс имеющие опыта роботы с цветными объектами, подчас на удивление точно распределяют цветовые образцы, в том числе при закрытой маркировке. Например, сотрудник пекарни, в которой я покупаю хлеб, распределил цветовые образцы с точностью 87 %.
Другими словами, многие стоматологи демонстрируют прекрасные способности понимания цвета, и, если нет аномалии зрения, каждый может научиться эффективно работать с ним.
Компьютерные технологии обработки изображения совершенствуются с потрясающей скоростью. Вполне возможно, что уже очень скоро эти технологии смогут эффективно использоваться в стоматологической практике для определения цвета, однако в настоящее время они никак не заменяют понимание его теории, в том числе для имеющихся сегодня методик.
Стоматологам нужно постоянно развивать свои навыки работы с цветом и светом, читать соответствующую литературу, интересоваться изобразительным искусством, фотографией. Мы должны пользоваться композитом, не боясь запутаться в кодировке, маркировке и цвете картриджей, уметь классифицировать композитные массы, анализировать их визуально вне полости рта, определять оптические качества и уметь манипулировать ими, а также создавать собственные цветовые шкалы. В этой книге описаны четыре способа работы с композитными материалами, для освоения которых не требуется какой-либо специальной подготовки.
В принципе, любая область деятельности требует определенной тренировки, и каждый профессиональный тренер или преподаватель предложил бы начинать осваивать новое направление осторожно, но последовательно. Мы дадим вам несколько советов...
Отбросьте ложное убеждение в сложности теории цвета. Чтобы начать эффективно работать с композитами, достаточно познакомиться с основными представлениями о цвете. Сотрите пыль со своей фотокамеры

Продолжение здесь