Чтобы два человека передавали друг другу мысли с точностью, несомненно, надо иметь общий язык, с кодами и словами, которые выражают абсолютно одинаковые идеи для обоих. Чтобы достичь взаимопонимания при объяснении цвета, во-первых, необходимо знать их язык, знать параметры измерения (тон, насыщенность, яркость, полупрозрачность) и как интерпретировать их.
Во-вторых, физические ориентиры тоже очень важны: шкала расцветок для визуальной передачи цвета.
Шкала расцветок - инструмент, важный для закодированной коммуникации между стоматологом и зубным техником. Тем не менее она имеет свои ограничения, в зависимости от целей, для которых была создана. Основная причина - возможно, наличие огромного количества вариантов цвета благодаря разным нюансам структур зуба. Таким образом, создать шкалу, которая может включать в себя все эти варианты, практически невозможно. Для этих целей модели цветовых шкал, изготовленные из чистых цветов, выражающие доступные цвета опакового слоя, дентина, эмали, полупрозрачности, опалесценции и других эффектов, кажутся более подходящими для передачи цвета зубов (рис. 3.43). Благодаря различным комбинациям количества этих составляющих можно создать композицию, воспроизводящую цвет структур зуба.
При попытке передать цвет неважно, какая система кодирования (шкала расцветок) используется, главное, что она одна и та же и у вас, и у того, кому вы передаете информацию. Чем больше информации человек получает, тем лучше. На рис. 3.44-3.54 продемонстрированы клинический случай и используемая карта.
Рис. 3.43. Укала расцветок дентина IPS Eris (Ivoclar VivadenlJ Композитные расцветки чистых цветов как эта позволяют создать различные комбинации, помогающие интерпретировать и передать цвет
Рис. 3.44. Клинический случай: керамическая коронка зуба 2 1 и керамический винир зуба 22.
Рис. 3.45. Посмотрите на зуб 21, он очень темный и отличается от зуба I 1. Такая ситуация, к сожалению, довольно распространенная. часто связана с непониманием между стоматологом и зубным техником при передаче цвето.
Рис. 3.46. Минутное наблюдение раскрывает серию нюансов цвета, яркости и полупро-зрачности.
Рис. 3.47. Поскольку зуб 22 был развернут и смещен вестибулярно, для коррекции его положения был изготовлен керамический винир.
Рис. 3.48. Силиконовый ключ для контроля препарирования зубов.
Рис. 3.49. Первый этап — сошлифовывание тканей зуба, чтобы отпозиционировать силиконовый ключ в правильном положении.
Рис. 3.51. Посредством отметок для передачи цвета выполнен хроматический эскиз. В данном случае комбинация цветов была составлена из композитной шкалы Если у вас нет подобной шкалы, сделайте эскиз согласно вашей шкале Записи и фотографии всегда приветствуются
Рис. 3.50. Отпрепарированные зубы
Рис. 3.52. Цельнокерамическая коронка зуба 21 и керамический винир зуба 22 (/Р5 е max Press, Ivoclor Vivadent).
Рис. 3.53. Фиксация керамических реставраций.
Рис. 3.54. Зафиксированные керамические реставрации Обратите внимание, как реставрации интегрировались среди зубов.
[Зубной техник Маркос Целестрино (Marcos Celeslrinoj, Сан-Паулу,