Чтобы два человека передавали друг другу мысли с точностью, несомненно, надо иметь общий язык, с кодами и словами, которые выражают абсолютно одинаковые идеи для обоих. Чтобы достичь взаимопонимания при объяснении цвета, во-первых, необходимо знать их язык, знать параметры измерения (тон, насыщенность, яркость, полупрозрачность) и как интерпретировать их.
Во-вторых, физические ориентиры тоже очень важны: шкала расцветок для визуальной передачи цвета.
Шкала расцветок - инструмент, важный для закодированной коммуникации между стоматологом и зубным техником. Тем не менее она имеет свои ограничения, в зависимости от целей, для которых была создана. Основная причина - возможно, наличие огромного количества вариантов цвета благодаря разным нюансам структур зуба. Таким образом, создать шкалу, которая может включать в себя все эти варианты, практически невозможно. Для этих целей модели цветовых шкал, изготовленные из чистых цветов, выражающие доступные цвета опакового слоя, дентина, эмали, полупрозрачности, опалесценции и других эффектов, кажутся более подходящими для передачи цвета зубов (рис. 3.43). Благодаря различным комбинациям количества этих составляющих можно создать композицию, воспроизводящую цвет структур зуба.
При попытке передать цвет неважно, какая система кодирования (шкала расцветок) используется, главное, что она одна и та же и у вас, и у того, кому вы передаете информацию. Чем больше информации человек получает, тем лучше. На рис. 3.44-3.54 продемонстрированы клинический случай и используемая карта.
Рис. 3.43. Укала расцветок дентина IPS Eris (Ivoclar VivadenlJ Композитные расцветки чистых цветов как эта позволяют создать различные комбинации, помогающие интерпретировать и передать цвет
Рис. 3.44. Клинический случай: керамическая коронка зуба 2 1 и керамический винир зуба 22.
Рис. 3.45. Посмотрите на зуб 21, он очень темный и отличается от зуба I 1. Такая ситуация, к сожалению, довольно распространенная. часто связана с непониманием между стоматологом и зубным техником при передаче цвето.
Рис. 3.46. Минутное наблюдение раскрывает серию нюансов цвета, яркости и полупро-зрачности.
Рис. 3.47. Поскольку зуб 22 был развернут и смещен вестибулярно, для коррекции его положения был изготовлен керамический винир.
Рис. 3.48. Силиконовый ключ для контроля препарирования зубов.
Рис. 3.49. Первый этап — сошлифовывание тканей зуба, чтобы отпозиционировать силиконовый ключ в правильном положении.
Рис. 3.51. Посредством отметок для передачи цвета выполнен хроматический эскиз. В данном случае комбинация цветов была составлена из композитной шкалы Если у вас нет подобной шкалы, сделайте эскиз согласно вашей шкале Записи и фотографии всегда приветствуются
Рис. 3.50. Отпрепарированные зубы
Рис. 3.52. Цельнокерамическая коронка зуба 21 и керамический винир зуба 22 (/Р5 е max Press, Ivoclor Vivadent).
Рис. 3.53. Фиксация керамических реставраций.
Рис. 3.54. Зафиксированные керамические реставрации Обратите внимание, как реставрации интегрировались среди зубов.
[Зубной техник Маркос Целестрино (Marcos Celeslrinoj, Сан-Паулу, Бразилия.].
Мне часто приходилось слышать, что шкала расцветок не подходит для целей, ради которых она служит. Обычно недоверие связано с материалами, из которых сделана шкала. Например: как я могу выбрать цвет для металлокерамической коронки, используя шкалу расцветок, сделанную из другого материала? Это наиболее часто задаваемый вопрос. Однако необходимо помнить, что это не имеет большого значения при выборе цвета. Ведь задача заключается в правильном выборе цвета, а не материала. Таким образом, если передо мной зуб цвета АЗ, который совпадает с цветом АЗ шкалы, это тот цвет, которого мы желаем достичь при изготовлении металлокерамической коронки. Думать, что шкала расцветок будет сделана из металлокерамики, это то же самое, что для определения цвета зубов шкала должна быть сделана из эмали и дентина. Вопрос таится в способностях, которые у нас есть или нет для достижения требуемого цвета при комбинации керамических масс или других материалов для эстетической реставрации. Поэтому давайте представим себе любую работу, в которой выбран цвет АЗ; чтобы создать его (цвет АЗ), зубной техник использует дентин А2 и эмаль TN (нейтральная прозрачность). В результате неважно, использовал он или не использовал материалы цвета АЗ, а важно, соответствует ли реставрация цвету АЗ.
Важно то, что мы работаем с правильной системой кодирования в промежутке между шкалой расцветок и готовой реставрацией и что они одинаковы при их сравнении.
К сожалению, это означает, что для достижения определенного цвета не обязательно использование именно материала, который был обозначен. Это более сложный комплекс. Это умение предвидеть наиболее подходящую комбинацию цветов, толщины слоев, опаковости и полупрозрачности, требуемую для достижения нужного цвета.
Когда стоматологу нужно попросить зубного техника внести исправления в цвет, например изменить насыщенность, он должен дать образец для сравнения цвета, очертив начало и конец нужной зоны. Давайте представим, что мы пытаемся изготовить керамическую коронку цвета АЗ; когда мы ее примеряем, ясно видно, что она должна быть немного более насыщенной. Есть отправная точка, соответствующая АЗ, но нет конечной точки. Что произойдет, если мы просто информируем нашего зубного техника в данной ситуации, предложив добавить немного насыщенности керамике?.
В лаборатории зубной техник думает, насколько более насыщенным должен быть этот цвет. Стоматолог предполагает - АЗ,5 или даже А4. Когда нет ограничивающего обозначения, зубному технику сложно определить степень желаемой насыщенности. Следовательно, логично, что нужно дать ему другое обозначение, чтобы передать желаемый цвет. Таким образом, ограничивающий предел должен быть установлен: «... пожалуйста, сделайте цвет АЗ более насыщенным, немного меньше, чем АЗ,5». Теперь зубной техник понимает, насколько нужно насытить цвет. Здесь не нужна точная математика - просто небольшое детализирование.