Наша цель — это изготовление протеза, как можно более схожего с естественными зубами. Когда мы говорим о морфологии, надо обращаться к естественным зубам. Так, даже сложные теории окклюзии или представления об идеальных контурах зубов в связи с пародонтом сложились не на пустом месте. Речь здесь все больше шла о модификациях (правда, незначительных) морфологии естественных зубов. В связи с этим я считаю, что техника создания формы искусственного зуба должна основываться на знаниях морфологии естественного зуба. Вопрос будет звучать так: «Как нам изготовить зубы, которые выглядят естественными?»
Рис. 1. Клиническое наблюдение. Слева — до лечения; справа — после лечения. Сравнение двух снимков помогает понять значение морфологии отдельных зубов. Справа: видно, что детали зуба не поняты. Гармония нарушена. Бросается в глаза неверно оформленный зуб. Основой эстетики является морфология отдельных зубов. Ширина зуба 11 слегка уменьшена для устранения нахлеста зуба 12, так как щель между этими зубами очень узкая (Miyoshi).
Kataoka: Согласен. Когда мы замещаем один зуб, надо попытаться сымитировать прежний естественный, поэтому дискуссия о технике контури-рования формы искусственного зуба должна начаться с вопроса об имитации естественных зубов.
Miyoshi: Мнения об эстетичности того или иного протеза могут расходиться. Однако, если врач требует работы с высоким эстетическим эффектом, техник должен выполнять ее с учетом свойств естественных зубов.
Q. Z.: Какая техника помогает изготовить естественно смотрящиеся зубы?.
Yamamoto: В общем, исходят из того, что в случаях, когда соответствующий зуб еще сохранен в других квадрантах той же челюсти, его надо сымитировать. Начинать эту работу следует с вопроса: какие основные специфические принципы должны учитываться при оценке морфологии сохранившегося зуба?.
Kataoka: Эти принципы включают больше, чем просто анализ двухразмерных анатомических признаков зуба (губная пластина, углубления и фиссуры). Все чаще приходится иметь дело с индивидуальными признаками, определяющими морфологию зуба.
Miyoshi: Если зубной техник действительно старается овладеть упомянутыми основными принципами морфологии, он будет иметь предпосылки для изготовления естественно смотрящихся зубов. Дело не в том, чтобы составить перечень заданных морфологических свойств и перейти к передаче деталей зуба. Только поняв основные принципы передачи морфологических признаков последнего, можно овладеть критическими предпосылками изготовления протезов (рис. 1).
Рис. 2. Вырезание модели из гипсового блока (с несколькими зубами или с полным комплектом зубов) очень полезно для студентов. Они знакомятся с различными ассиметрия-ми прикуса, постановкой зубов, перекрыванием соседних зубов. Такую информацию нельзя получить, занимаясь только вырезанием отдельных зубов (Kataoka).
.
.
.
Yamamoto: Итак, для изготовления зубного протеза, хорошо передающего морфологию естественных зубов, необходимо четко представлять все их детали. Особенно важно правильно передать форму зуба. Основные знания морфологии коронки можно приобрести из учебников или в процессе обучения на курсах усовершенствования. Овладеть навыками передачи морфологических деталей и их взаимосвязи можно только путем постоянных упражнений по моделированию коронки зуба.