Есть и четвертая, пространственная, со ставля ющая - прозрачность которая была введена позже, и о которой мы не будем говорить сейчас. Если коротко, суть шкалы Манселла заключается в том, что существуют три основных оттенка субтрактивного цветового синтеза - красный, желтый и синий. При смешивании основных оттенков мы получаем вторичные - зеленый, оранжевый и фиолетовый цвета. Представьте себе треугольник, в вершинах которого расположены основные цвета (рис. 2). Между ними образуются вторичные. Таким образом, по биссектрисе напротив каждого основного цвета расположен вторичный, который и является взаимодополняющим или комплиментарным к этому основному (рис. 3). Будучи расположены рядом, взаимодополняющие оттенки воспринимаются наиболее динамично и контрастно, а их соединением можно получить составной серый, ахроматичный. |
Фирма Noritake разработала методику, которая позволяет применять этот эффект в стоматологической практике. Ее суть состоит в том, что ярко выраженный оттенок зуба, например, красный или красно-коричневый, можно блокировать взаимодополняющим цветом и таким образом получить нейтральный серый, на который мы сможем накладывать выбранный цвет конечной реставрации.
Такая техника блокировки - нейтрализация нежелательных цветов и получение поглощающего фильтра - один из способов работы, который предлагает набор Screening Porcelain Noritake (рис. 4).
В случае сильной дисколорации и коричневого оттенка культи применяется интенсивно-коричневый (s-brown). Если дисколорация умеренная, например, красновато-серая, применяется соответствующий оттенок, рекомендованный в таблице (рис. 5). В ней указана степень дисколорации, цвет препарируемого зуба и рекомендованный фарфор из четырех оттенков complementary color. Но это - сухая теория, кажущаяся без практических примеров немного абстрактной. Между тем, ее применение позволяет решать многие задачи нестандартными методами - таков приводимый ниже случай, в котором требовалось компенсировать сильную дисколорацию зуба. Клиническая ситуация |
У пациента наблюдалась сильная дисколорация двух центральных зубов (рис. 6), оба зуба витальные. Было принято решение использовать многослойные виниры, чтобы сохранить светопроницаемость зуба и нейтрализовать тот оттенок, который имеется изначально. По таблице определяется степень дисколорации зуба и подбирается нужный оттенок из complementary color. Я определил его как красновато-серый с сильной дисколорацией и выбрал фарфор «s-reddish-grey» (рис. 8-9). |
Подготовка штампиков На дублированной модели маркировочным карандашом на огнеупорных штампиках обозначаем область дисколорации (рис. 10). На фотографии отпрепарированной культи (рис. 7) видно, что эта зона выражена четко. Наглядность разметки в даннном случае облегчает работу. В области латерального резца нет дисколорации и он сохраняет естественный оттенок. Таким образом, необходимость перекрывать |