ИСТОРИЧЕСКИЙ РАКУРС
ИСТОРИЧЕСКИЙ РАКУРС
СРЕДНИЕ ВЕКА.
Мало известно, что происходило с зубоврачеванием до XVI столетия, и по-видимому этот период следует считать «темным временем для стоматологии». Мы обязаны в этот период покровительнице болезней зубов Святой Аполонии. Ее заставляли говорить безбожные слова под угрозой вырвать передние зубы или быть сожженной на костре. Она избрала сожжение! Это представило определенную проблему для церкви, поскольку самоубийство было запрещено, но данный случай отнесли к воле божьей.
Имеются отдельные упоминания в этот период о том, что зубная боль была весьма распространенным страданием среди большого числа людей. Существуют данные о том, что королева Елизавета I прикрывала свое лицо платком, принимая знатных персон. Король Луиз XIV также часто и сильно страдал от зубной боли в момент принятия важных государственных решений, таких как отмена известного Указа (в 1642г). Возможно это влияло на его решения.
ПЕРВЫЕ ЗУБНЫЕ ПРОТЕЗЫ (XVIII СТОЛЕТИЕ).
В XVIII столетии стало возможным изготовлять модели челюстей из воска. Эти модели использовались в качестве шаблонов, по которым гравировались протезы необходимой формы из слоновой кости. В конце этого столетия многие мастера начали гравировать отдельные зубы из слоновой кости, но прибрести их могли лишь состоятельные лица.
Базис протезов нижней челюсти изготавливался из слоновой кости, в котором укреплялись зубы, взятые у трупов. Такие протезы хорошо функционировали особенно при утяжелении их небольшим количеством свинца. Большую трудность представляли протезы верхней челюсти, так как они были тяжелы и не соответствовали рельефу ее поверхности. Для преодоления этих трудностей использовались пружинки и крючки, соединяющие обе челюсти, для того чтобы верхняя челюсть всегда испытывала силу, прижимающую ее к небу. Однако, как можно себе представить, такая конструкция была слишком громоздкой и очень тяжелой.
Вполне очевидно, что использование трупных зубов было не гигиенично. Слоновая кость является пористым материалом и поэтому служила идеальным субстратом для скопления в ней бактерий. Имеются данные о том, что Джордж Вашингтон регулярно помещал свои протезы в сосуд с водой, для устранения плохого привкуса и запаха протеза.
В 1728 году P.Fauchard предложил использовать фарфор для изготовления искусственных зубов вместо зубов трупов, мотивируя тем обстоятельством, что фарфор более эстетичен, с его помощью можно подбирать соответствующий цвет, и он более гигиеничен по сравнению с трупным материалом. Внедрение фарфора в Европе стало возможным благодаря тому, что секрет его изготовления был передан французским священником отцом d`Entrecolle, который провел несколько лет в Китае. Однако мы должны были ждать 1744 года, когда другой француз по имени Duchaten добился предотвращения усадки фарфора при его обжиге и изготовил первый фарфоровый протез.
ВИКТОРИАНСКИЙ ВЕК.
Викториане крайне неодобрительно относились к ношению зубных протезов и, прежде всего потому, что они были совершенно не пригодны для пережевывания пищи. Тем не менее, богатыми людьми искусственные зубы использовались довольно часто. Однако тот, факт, что искусственные зубы были абсолютно непригодны для их основной функции, в сочетании со стыдливостью викторианцев, способствовал появлению у них привычки принимать пищу в спальне до того как идти на званый ужин, чтобы там за столом не случилось возможное несчастье.
XIX столетие ознаменовано целым рядом открытий, которые имели огромное значение для лечения заболеваний зубов. Первое из них было сделано в 1800 году дантистом по имени James Gardette из Филадельфии. Он выгравировал полные протезы для одной своей пациентки и принес их к ней на дом (в те времена было принято сдавать работы на дому), пообещав, что через некоторое время он изготовит и принесет ей пружинки, так как у него не было времени их сделать сразу. Придя к пациентке позже с готовыми пружинками, он попросил вернуть ему протезы для их фиксации. Однако был изумлен, увидев, что она пользуется его протезами и не нуждается в дополнительных приспособлениях. Пациентка сообщила ему, что поначалу она чувствовала дискомфорт, но постепенно привыкла к протезам.
При осмотре протезов он сразу заметил, что протезы плотно прилегали к слизистой оболочке челюстей за счет комбинации присасывающего эффекта в результате разницы между атмосферным давлением и образованной жидкостной пленки, а также благодаря силе поверхностного натяжения жидкости. Прочная фиксация протезов была достигнута благодаря точному соответствию их рельефа поверхности подлежащих тканей полости рта. К сожалению, эта проблема