Способ приготовления пластичной массы из медной амальгамы состоит в прогреве плиточек в металлической ложечке до появления на их поверхности капелек ртути. Затем массу тщательно растирают в ступке, получая пластичную массу, после чего ее отмывают от окислов и вновь растирают.
Серебряная амальгама состоит из металлических опилок и ртути. Опилки, представляющие собой смесь 67% серебра, 31% олова, 2% меди и 0,03% цинка, смешивают со ртутью (4 части опилок и 1 часть ртути) и тщательно растирают в ступке.
Если растирание амальгам ведется недостаточно тщательно и масса плохо отмывается от окислов, амальгама не приобретает должной пластичности, а по затвердении становится хрупкой. После замешивания от амальгамы отжимают избыток ртути и промывают массу раствором нашатырного спирта (2—3 капли на % стакана воды). Масса твердеет не сразу, причем медная амальгама сохраняет состояние пластичности несколько часов. Твердость массы, сопротивление сжатию, растяжению и истиранию нарастают по мере затвердения массы.
Получение модели из амальгамы сводится к следующему. С помощью специального инструмента (штопфера) или металлического полира для прямого наконечника в слепок вводят небольшую порцию массы (см. рис. 68). Массу слегка прижимают к стенкам, а затем вводят новую порцию. Каждая последующая порция должна быть тщательно сконденсирована с тем, чтобы не только заполнить слепок, но и уплотнить массу, отжать и удалить избыточную ртуть, не вошедшую в соединение с металлом. Тщательная конденсация массы улучшает качество модели.
После того как слепок полностью заполнен амальгамой, создают основание модели, накладывая поверх слепка столбик амальгамы высотой 1,5—2,0 см. Слепок укладывают амальгамой вверх, чтобы в процессе затвердения одновременно происходило и уплотнение массы. Затвердение массы продолжается 2-4 ч. По истечении этого времени модель из амальгамы помещают в общий слепок. Чаще всего для получения амальгамовых моделей слепки снимают термопластичными массами. Поэтому для освобождения модели слепки помещают в теплую воду и снимают размягченную массу. После этого острые углы амальгамовой модели опиливают напильником или бором.
При работе с амальгамой и на амальгамовой модели следует помнить, что золото не должно соприкасаться со ртутью, а при наложении золота на амальгамовую модель после снятия его необходимо прокипятить в азотной кислоте. Изготавливать амальгамовую модель необходимо на специальном столе, в вытяжном шкафу или над листком бумаги, опилки с модели собирают в бумагу и выбрасывают.