Если обозначить черную и белую поверхности цифрами от 0 до 10, то под номерами от 1 до 9 будут все оттенки серого, отличающиеся друг от друга на равные интервалы светлоты рис. 31 б). Ахроматические цвета в зависимости от светлоты в шкале Мензелла распредел ены вертикально по центральной оси. Насыщенность обозначает содержание в образце чистого цвета (т.е. количество пигмента на единицу площади) и обозначается в условных единицах от 0 до 16-18. Степень насыщенности характеризуется удаленностью от центральной оси (рис. 31 в). Таблица спецификации цветов. Цветовая таблица спецификации CIE 1931 XYZ выражает г амму всех оттенков через отношение трех основных цветов и компонентов смешанного цвета. Оттенок (тон), насыщенность и светлоту можно выразить с помощью математических значений: -а - +а; -б - +б; -1 - +1 (рис. 32).
|
МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ЦВЕТА
МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ЦВЕТА В основу измерения цвета положен тот факт, что большинство оттенков получаются путем смешивания в определенных соотношениях трех основных цветов: красного, синего, зеленого - для световых лучей, и красного, синего, желтого - для красок. Любой тон можно измерить, сравнивая с этими основными цветами и долей каждого из них в образовании данного оттенка. В 1905 г. художник Мензелл составил атлас цветов, который в настоящее время содержит свыше 1200 цветных образцов, исполненных на матовой и на глянцевой бумаге. Каждый образец рассматривают при стандартных условиях, а именно, на однородном сером фоне с коэффициентом отражения 20% и при освещении, как образца, так и фона светом, близким по своим спектральным свойствам к дневному (рис. 30). Воспринимаемый цвет каждого образца описывается его тоном (HUE), насыщенностью (названной Мензеллом «глубина окраски» — Chroma) и светлотой (Value). Соотношение этих характеристик Мензелл представил в виде шкалы. Художник выделил 5 основных тонов: синий, зеленый, желтый, красный и пурпурный (обозначаемые как С, 3, Ж, К и П), а также 5 промежуточных тонов (СЖ, ЗЖ, ЖК, КП и ПС). Эти 10 тонов можно расположить по кругу таким образом, чтобы воспринимаемое различие в тонах между соседними поверхностями (сегментами) было постоянным. Все различающиеся тона, в свою очередь, можно получить подразделением каждого сегмента на 10 частей, что в сумме дает уже 100 тонов. На шкале Мензелла чистые тона распределяются по окружности (рис. 31 а).
|