мотивация в ит проекта книги

Яркость (светлота)

Яркость (светлота)

Яркость (или светлота) - возможно, самый важный компонент для клиницистов и зубных техников при определении цвета зубов. Как бы то ни было, понимание этого параметра цвета наиболее сложно передать, потому что, будучи благородным свойством (независимым от тона), она может быть определена как дисперсия, которая идет от белого к черному, или, проще говоря, фактор, отличающий светлые цвета от темных (рис. 3.1 5).
Рис. 3.15. Яркость (или светлота) — это дисперсия от белого к черному, посреди которой разные тона серого. Это качество. которое отличает светлые цвета от темных
Красковар — единственный, кто работает над природными цветами, точно знает, как их анализировать, и может сказать, к примеру что серовато-зеленый есть смесь желтого и черного с капелькой синего. Следует отметить что это касается тех немногих, кто знает как найти серые тона в его/ее природной палитре.
Винсент Ван Гог
Хорошей иллюстрацией для облегчения понимания яркости являются черно-белые фотографии, на которых разница яркости цветов от высокой к низкой проявляется в виде темного и светлого, соответствующим образом выполнена картинка разных тонов серого (рис. 3.16).
Рис. 3.16. На черно-белых фотографиях мы можем наблюдать форму глубину и текстуру только за счет различия между светлыми и темными зонами. Построение картинки больше всего зависит от яркости, а не от игры цвета (тона). Фотография: белые герберы, сентябрь. 2006
Обычно шкала Lumin Vacuum, расставленная в ряд по тону/насыщен-ности (рис. 3.17), к несчастью, ограничивает выбор, основываясь только на двух параметрах измерения цвета. Однако устройство для их интерпретации в зависимости от яркости может быть создано путем наложения образца зуба из расцветки на светлый/темный фон, идя от наиболее светлого к наименее: В1, А1, А2, D2, В2, С1, С2, D4, D3, АЗ, ВЗ, АЗ,5, В4, СЗ, А4 и С4 (рис. 3.18А; 3.18Б).
Рис. 3.17. lumin* Vacuum Color Cuide, классическое расположение групп по тону/насы-щенности: АI. А2. АЗ, АЗ,5, А4, В1. В2. ВЗ. В4, С1, С2, СЗ, С4, D2, D3, D4.
Рис. 3.18А. turnin Vacuum Color Cuide, расположение образцов соответственно яркости: В1, А1. В2, D2. А2, С1. С2. D4. АЗ. D3, ВЗ, А3.5
< В4. СЗ. А4. С4.
Рис. 3.18Б. Черно-белый вариант того же изображения, в котором лучше видны различия яркости (отличие темного/светлого)
Рис. 3.19. Обратите внимание, что в системе Chromoscop (Ivoclar Vivadenl) числовые значения от 10 до 40 показывают не только изменение насыщенности, но и яркости
Рис. 3.20. Цветовая шкала для отбеленных зубов (отбеленные цвета, Chromascop® — Ivoclar Vivadentj. Посмотрите, как светлые цвета наиболее зависимы от яркости и практически неотличимы по тону и насыщенности
В системе Chromascop числовые значения от 10 до 40 означают увеличение насыщенности, а также уменьшение яркости (рис. 3.19).
Использование шкалы, в которой расположение цветов по группам учитывает яркость цвета, кажется более логичным, поскольку наше восприятие более чувствительно к яркости (темному/светлому), чем к самому цвету (тону). Это особенно касается цветов с низкой насыщенностью и высокой яркостью - наиболее часто встречающихся в эстетической реставрации. Например, современные техники отбеливания зубов привели к появлению новых цветов, которые называются отбеленными цветами. При их изучении можно отметить значимость яркости при определении тона и насыщенности (рис. 3.20).
Для описания яркости нужно определить, как каждый цвет поглощает и отражает свет, а также сколько черного или белого содержится в каждом из них, поскольку цвет, содержащий много белого, отражает больше света, а цвета, содержащие много черного, поглощают большее количество света. На рис. 3.21 видны два керамических образца дентина. Композиция дентина слева менее светлая, чем справа. Слева виден первый образец, выполненный дентином цвета АЗ из композита. Справа расположен керамический образец цвета АЗ, однако сделанный из керамической массы Deep Dentin АЗ типа, которая является опаковым дентином. Необходимо прояснить ситуацию: оба образца имеют одинаковый тон А (коричневый) и насыщенность 3, но разную степень яркости. Как известно, опаковый слой дентина содержит больше белого в своем составе, он менее прозрачный и более яркий в отличие от обычного дентина (рис. 3.22).
Рис. 3.21. На данной иллюстрации мы видим два керамических образца дентина. Слева первый образец, выполненный цветом АЗ из композита. Справа керамический образец цвета АЗ, сделанный из керамической массы Deep Dentin АЗ (опаковый дентин). Обратите внимание, что, хотя они одного цвета АЗ, дентин слева менее яркий, чем справа
Рис. 3.22. В лучах проходящего света посмотрите на отличие прозрачности двух керамических образцов, точнее, на меньшую прозрачность правого образца (Deep Dentin), который более яркий по сравнению с более прозрачным образцом