Создание цвета Ducera

Создание цвета при помощи масс фирмы "Ducera"

На отечественном стоматологическом рынке представлено множество металло-керамических материалов, и можно с уверенностью сказать, что зубные техники не полностью используют все возможности тех керамических систем, с которыми работают. Но это не вина техников, а слабая работа представителей фирм, производящих керамическую продукцию, и недостаточная активность дилеров, распространяющих материалы. Форма и цветовое соответствие - два элемента, являющихся основой успешной работы врача и техника, при выполнении протезных работ. Форму легко передать и воспроизвести, используя слепки, полученные от врача из кабинета. Получив рабочую и вспомогательную модель, зубной техник легко может создать правильную окклюзию и строение искусственных коронок, а также макро- и микроструктуру поверхности искусственных зубов. В отношении определения цвета и передачи этой информации зубному технику остается много нерешенных проблем.

Lemire и Burke в 1979 году в книге «Farbe und Zahnersatz», выпущенной издательством «Квинтэссенция», писали: «Наши средства для выбора цвета устарели, несовершенны и основываются на предложениях, не имеющих ничего общего с упорядоченной системой. В вопросах цвета и света мы используем очень мало из того, что нам позволяет уровень знаний". При этом авторы оговорили и дополнительные проблемы: «Возможности для работы, навыки техников-керамистов, а также новые улучшенные материалы позволяют достигать лучших результатов в получении оптимального цвета. Но система определения цвета осталась прежней, уже давно не отвечающей повышенным эстетическим требованиям. Это приводит к фиксированию всех возможных цветов в рамках существующего цветового образца. «Определение цвета» при этом

Табл.1
Цвет А1 А2 A3 А3,5 А4
Хроматичность 1,22 3,22 23 17,24
Яркость ТО То
Непрозрачность белый 5-10%
Просвечиваемость Transpa-clear (ТС) 10-20%
Цвет В1 В2 В3 В4
Хроматичность 2 2,5 13 14 13 14
Яркость ТО ТО
Непрозрачность белый 5-10%
Просвечиваемость Transpa-clear (ТС) 10-20%
Цвет С1 С2 С3 С4
Хроматичность 2,6 6 23 25 18 23 25 26
Яркость ТО
Непрозрачность белый 0-5%
Просвечиваемость Transpa-clear (ТС) 5-10%
Цвет D2 D3 D4
Хроматичность 2,22 2,23 2,23
Яркость ТО
Непрозрачность белый
Просвечиваемость Transpa-clear (ТС)
Александр БАХМИНОВ сводится к выбору из имеющихся наиболее похожего цвета. Цветовые нюансы при этом не учитываются". Как и раньше, врачи и зубные техники в большинстве случаев используют визуальный метод определения цвета, сравнивая зуб из расцветки с зубами пациента. Однако результат при этом зависит от условий освещения, цвета десны, от окружающего фона помещения, от знания учения о цвете, профессионального опыта, возраста и пола, определяющего цвет, и ещё множества причин. Часто на практике бывает, что цвет определяется неверно и как следствие попытки каждой из сторон, участвующей в работе, переложить вину за ошибку в выборе цвета на партнёра. К нашему великому сожалению в процессе обучения, ни в высшей школе при подготовке врача стоматолога, ни в средне-специальной - при обучении зубных техников вопросу цвета и света не уделяется внимания. На практике каждый специалист вынужден самостоятельно изучать этот раздел стоматологии. За рубежом к этому вопросу относятся более серьёзное он входит отдельным разделом как в учебник ортопедической стоматологии, так и в материаловедение.
Albert H. Munsel (1858 -1918) предложил систему трёх основных характеристик цвета: 1. Цветовой тон - Hue 2. Яркость - Value 3. Насыщенность и интенсивность -Chroma Так как естественные зубы частично прозрачны, то необходимо ввести четвёртую величину, характеризующую оптическую светопроводность. По предложению Ernst A. Hagenbarh оптическую све-топроводность, названную как транспарентность или транслюценция, характеризует соотношение между падающим и отражённым видимым светом при стандартной силе цвета. Также Ernst A. Hagenbarh отмечает, что ни в одной из существующих систем выбора цвета аспект транслю-ценции или опаковости не нашёл отражения. Зубной техник мастер из Германии Hagenbarh, использующий в работе материалы фирмы «Ducera» и издавший книгу «Воссоздание цвета в металлокерамике», предлагает следующую таблицу, для изготовления более натуральных (табл. 1) по цвету керамических конструкций. В основном на практике наибольшее распространение получила расцветка фирмы «Vita». Расцветка фирмы «Vita» делится на четыре цветовые группы: группа «А» - красновато-коричневая группа «В» - красновато-жёлтая группа «С» - сероватая группа «D» - красновато-серая Ямамото пишет: «Обычно зубные техники склонны к предположению, что четыре группы цвета «А», «В», «С» и «D» указаны для четырёх основных цветовых оттенков, но на самом деле оттенки «С» могут считаться подгруппой «В»- потому что они имеют сравнимый цветовой тон, но меньшую яркость. Оттенки «D» редко встречаются, но могут считаться подгруппой «А», так как имеют сходный оттенок, но менее яркий. Зубы в расцветке лучше располагать по возрастанию насыщенности цвета, а не по цветовым группам» (табл.2). Фирма Ducera предложила свою систему цветового решения - Creativ Color System, которая использует четыре вспомогательных средства: 1. Реалистичную цветовую шкалу дентина, спечённого на материале без добавок интенсивов -Duceram On Metal Selector. К сожалению она снята с производства, но зубной техник может изготовить ее самостоятельно. 2. Creativ Farbrad - креативное цветовое колесо для определения и оформления индивидуальных характеристик зубов. 3. Creativ Formblatt - лист-наряд для коммуникации между врачом и техником по передаче информации по цвету зубов, месту расположения интенсивных масс на поверхности зубного протеза, расположения зон прозрачности на коронке зуба и других подробностей. 4. Специальные интенсивно окрашенные керамические массы - Creativ Color System. Для подробного изучения вопроса индивидуального оформления зубного протеза зубным техникам, работающим с массами фирмы «Ducera», можно порекомендовать книги E.Hagenbarth «Воссоздание цвета в металлокеримике» и D.Korson «Natural Ceramic», изданные Квинтэссенцией. В следующей статье создание цвета будет рассмотрено на конкретных примерах из практики. Автор: зубной техник, г. Санкт-Петербург
Табл.2
Стандартное расположение цветов А1 А2 A3 А3,5 А4 В1 В2 ВЗ В4 С1 С2 СЗ С4 D2 D3 D4
Расположение цветов с уменьшением яркости А1 В1 В2 D2 А2 С1 С2 D3 A3 D4 ВЗ А3,5 В4 СЗ А4 С4