Большое влияние на естественный цвет зуба оказывают прозрачность, толщина и свойства эмали. Область режущего края имеет более толстый слой эмали, поэтому она кажется более прозрачной. В пришеечной зоне эмаль более тонкая, поэтому цвет лежащего под ней дентина оказывает большее влияние на цвет зуба в этом месте.
Внешний вид зубов меняется с возрастом. Цвет молодых ярких зубов варьирует от белого до медового и с годами пере ходит в желтовато-красный и более интенсивный желто-оранжевый, характерный для «старого» зуба. На внешний вид зуба большое влияние оказывают изменение структуры зуба и естественное стирание. Первыми часто уже
в молодом возрасте стираются режущие края верхних и нижних передних зубов. Механические и химические воздействия ведут к истончению слоя эмали и появлению более насыщенной окраски зубов — зубы становятся темнее, приобретая серый оттенок. Этому же способствует отложение вторичного дентина при возрастном обнажении шеек зубов, их эмалево-цементной границы. Поэтому при изготовлении металлокерамической коронки необходимо уделить особое внимание переходу края коронки в корень. При препарировании таких зубов имеется очень мало места под керамику, что в свою очередь требует более строгого контроля за использованием опаковых и подкрашенных керамических масс. Трещины зубной эмали благодаря различным включениям окрашиваются в оранжево-коричневый цвет. Подобные изменения зубов приходится воспроизводить в керамике для придания им большей естественности.
Важнейшими факторами, влияющими на общий цвет зуба, являются толщина и распределение эмалевого слоя. В связи с этим Yamamoto выделяет три группы зубов:.
тип А — зубы с нечетким, расплывчатым распределением эмалевого слоя но всей поверхности;.
тип Ь — зубы с прозрачным эмалевым слоем только по режущему краю;.
тип В — зубы с прозрачным эмалевым слоем по режущему краю и апроксимальным поверхностям.
11ервые два типа зубов (А и Б) преобладают у лип моложе 30 лет, у людей более старшего возраста чаще встречается тип В. Для лиц пожилого возраста характерны зубы типов А и В. Кроме того, с возрастом прозрачность эмали на апроксимальных поверхностях увеличивается. Поэтому уже при определении цвета зуба можно подобрать тип прозрачности эмали, который будет воссоздай при нанесении керамического покрытия. При нанесении дентиновых и эмалевых масс необходимый цветовой эффект керамики достигается путем комбинирования различных цветовых оттенков в области режущего края, алроксимальпых поверхностей и пришеечной области, оформления индивидуальных признаков в виде трещин эмали, пломб, меловых пятен, участков гипоплазии эмали и др.
Видимый свет имеет длину волны от 397 до 687 нм. Каждый цвет связан с определенной длиной водны. Более короткие ультрафиолетовые и более длинные инфракрасные лучи невидимы для человеческого глаза. Основополагающими являются три цвета: красный, синий и желтый. Смешивая их, получают все другие цвета. Когда смешивается равное количество двух основных цветов, получается один новый: синий + желтый зеленый; красный + желтый - оранжевый; синий + красный фиолетовый. Круг цветов постепенно расширяется, если два СМСЖИых цвета снова смешиваются друг с другом в равных пропорциях. Промежуточные цвета MOiyr смешиваться и далее. Псе вторичные цвета получают при смешивании двух равных часгей основных цветов. Добавочные цвета играют решающую роль в восприятии общего цвета коронки зуба. Их надо учитывать при смешивании керамических масс и подкрашивании поверхности готового керамическою покрытия.
При смешивании керамических масс различного цвета следует учитывать тон цвета, его яркость и насыщенность. Обычное название «цвет» точнее было бы заменить словом «топ» — красный, зеленый, синий и др. Превратить их в другие без смешивания невозможно.
Интенсивность цвета, или яркость, определяется тем количеством света, которое отражается или поглощается предмегом. Наиболее отчетливо это проявляется при изменении расстояния между предметом и источником света. Если предмет ближе к источнику света, он кажется ярче, если он дальше — темнее.
Насыщенность, или глубина, окраски определяется как степень чистоты или силы какого-либо отдельно взятого цвела или тона. Чем толще материал, тем более насыщенным кажется цвет. Для того чтобы достичь определенной насыщенности цвета, нужно сильно увеличить толщину керамического слоя или воспользоваться добавками так называемых интенсивных цветов (интенсивных масс).
В зависимости от источников света поверхность керамики может получать различную окраску. Цвета, которые на глаз кажу тся одинаковыми при равных условиях освещения, но составлены из разных цветовых смесей, называются метамерическими. Эта проблема становится особенно актуальной, если учесть, что естественные зубы, расцветки и керамические массы существенно отличаются но своему составу. Идеальным было бы совпадение состава керамических масс, содержащих определенный набор цветовых пигментов, с тем же спектральным распределением, что и у естественных зубов. Однако неорганические пигменты для окрашивания керамических масс, к сожалению, не обладают этими свойствами. В настоящее время эта проблема решается путем создания эталонов цветовой шкалы — расцветки.
Лучи света, падающие на поверхность естественного зуба, преломляются и отражаются призмами эмали и кристаллами дентина. Подобный эффект пытаются получить с помощью определенного состава и структуры керамической массы на поверхности искусственной коронки. Полного совпадения этих показателей достичь не удается. Свет, падающий на кристаллическую структуру керамики, преломляется значительно меньше и может частично отражаться лежащим в глубине опаковым слоем, покрывающим металлический каркас. Более толстый слой дентина увеличивает преломление света. Однако это сопровождается значительной потерей прозрачности всей коронки. Дозированное добавление циркония к матрице из полевого шпата и стекла тоже не обеспечивает рассеивания света как у естественных зубов, потому что у них разные показатели преломления. В цельнокерамнческнх конструкциях свет рассеивается лучше, анроксимальная область коронки, в отличие от металлокерамических. не дает темных бликов при ярком освещении. Это заметно улучшает эстетические свойства протеза, особенно в придесневой зоне.
Расхождение в цвете керамического покрытия с естественными зубами объясняется несколькими причинами. Прежде всего это несовершенство керамических материалов, отличающихся по структуре от естественных зубов. Вторым фактором является недооценка условий освещения и окружающей пациента среды при подборе цвета керамики.
В качестве стандарта принимается нейтратьный дневной свет, падающий с северной стороны в середине дня, лучше ближе к полудню. Важно также количество света, падающего на исследуемые зубы. При чрезмерной яркости человеческий глаз не может различать тонкости цвета. Флюоресцентные лампы дневного света обеспечивают постоянное качественное освещение. Уровень освещенности зуба не должен превышать 1500 л к. Если, например, цвет определять при освещении, значительно превышающем стандарт, будут выбраны слишком светлые зубы.
На определение цвета зубов влияет окраска стен, потолка, пола и штор. Поглощение и отражение ими света влияет на точность определения цвета зубов. Прн оформлении врачебных кабинетов и зуботехнических лабораторий следует избегать насыщенных ярких цветов. Идеальным следует признать сочетание нейтрального серого цвета стен с дневным освещением.
Несколько слов о стоматологической расцветке. Во-первых. она изготавливается из керамической массы, обжигаемой при более высокой температуре, чем металлокерамика. Во-вторых, керамическая масса для расцветки имеет другой состав и другие цветовые пигменты. Кроме того, толщина фарфора для расцветки значительно больше слоя керамики на металлическом колпачке. Таким образом, расцветка предназначена для определения основного цвета.
Опыт показывает, что определение основного цвета прн первом осмотре пациента дает самые лучшие результаты. Причем выбор цвета следует проводить до препарирования зубов. Сохранение естественного цвета большинства зубов, особенно интактных. до нх обработки позволяет точнее определить общую цветовую гамму. В целом же подбор цвета основывается, как правило, на 4 основных компонентах:.
1) использование расцветки дня выбора основного цвета зуба;.
2) определение мест расположения и размеров прозрачных участков зуба;.
3) определение участков индивидуальной окраски зуба;.
4) составление плана нанесения основных слоен керамической массы, обеспечивающих достижение выбранного цвета керамики.
Многие зубные техники пользуются стандартными методами нанесения керамической массы, сохраняя в основном постоянными цветовые вариации для разных зубных протезов. Если в эти методики внести небольшие дополнения, то появляется возможность решать самые сложные проблемы воспроизведения цвета естественных зубов в керамике.
Создавая цветовую гамму передних зубов, следует учитывать их цветовые различия. Плавное изменение цвета от центральных резцов к более интенсивно окрашенным клыкам придает протезу более естественный вид. При этом особенно показана более интенсивная окраска пришеечной части клыков. Насыщенный цвет дентина в сочетании с прозрачными эмалевыми массами у пожилых пациентов лает наилучший результат. Недостаточно насыщенный цвет дентина придает коронке неестественный серый оттенок. Кроме того, причинами серого цвета керамического покрытия явля ются как неверное замутнение эмалевой массы, так и применение слишком большого количества прозрачных масс, не дающих необходимой глубины цвета. Важно также следить за консистенцией керамических масс. Высушенная и вновь смоченная керамическая масса содержит многочисленные микропоры, которые не исчезают даже при обжиге. Пористый же слой керамики на вид кажется бесцветным и серым.
Мамелоны, отражающие пальцеобразную структуру дентина и обусловленные развитием зуба из трех долей, почти всегда встречаются в молодых зубах. С приближением к режущему краю их вид меняется. Интенсивный цвет дентина должен слабо высвечиваться из глубины коронки, поскольку цвет мамелона часто отличается от основного цвета зуба.
Промежуточные цвета могут быть легко воспроизведены путем смешивания разных масс. Однако в большинстве случаев для передачи цветового эффекта достаточно использовать один из основных цветов.
Впечатление о толстом слое эмали можно создать путем нанесения друг на друга нескольких тонких различных эмалевых и прозрачных масс. Эффект же непрозрачности зуба можно увеличить добавками опак-дентина белого цвета или других масс светлых тонов (жемчуг, слоновая кость, песочный).
Таким образом, цветовой эффект керамического покрытия определяется прежде всего толщиной и прозрачностью наносимых слоев, т.е. если на опаковый слой нанести дентин с высокой степенью прозрачности, то отражение света от опакового фарфора будет очень интенсивным. Если слой дентина будет иметь достаточную толщину, то отражение света от опакового слоя можно будет контролировать и оно не будет оказывать искажающего воздействия на цвет. Для контроля степени отражения света от опакового слоя на него наносят слои керамической массы с разной степенью прозрачности (заглушенности), которые будут действовать как светофильтры. В связи с этим следует всегда помнить, что прозрачность керамики является регулируемым параметром и осуществляется путем смешивания керамических масс, обладающих разной степенью прозрачности.
Техника «внутреннего» раскрашивания, предложенная Хитоши Аосима, направлена на ограничение использования фарфоров-интенсивов при условии достижения высокоэстетичных зубных протезов. Вкратце техника может быть представлена в следующем виде.
После нанесения дентиновой и эмапевой масс проводят первый «дентиновый» обжиг. Спеченная поверхность, подлежащая нанесению красителей, должна быть как можно более однородной. После шлифовки проводят пескоструйную обработку поверхности керамического покрытия. Подготовленную таким образом поверхность керамики раскрашивают выбранными красителями, а затем наносят слой полупрозрачной массы и проводят еще один обжиг. При воспроизведении индивидуальных и возрастных особенностей зубов, а также необходимых отдельных отличительных черт зубов следует строго соблюдать следующие условия:.
нанесение не менее 3 слоев керамической массы; раздельный обжиг каждого слоя.
Техника «внутреннего» раскрашивания показана для имитации индивидуальных особенностей центральных резцов и некоторых отчетливо выраженных особенностей других зубов, а также в трудных случаях при выборе цвета.
Однако методика имеет и некоторые недостатки: увеличивается количество обжигов керамического покрытия:.
красители наносят между слоями материала, отличающегося по составу;.
поскольку красители наносят на поверхность обожженного фарфора, воспроизведение окраски офаничено одной поверхностью опакового, дентинного или эмалевого слоя. По этой причине подкрашивание воспринимается менее обт>емным, чем окраска, созданная с применением интенсивных и эффект-масс.
Техника «внутреннего окрашивания» послужила поводом для создания фирмой «Норитаке» набора Internal Live Stein (ILS) (внутренние живые краски), имеющего ряд отличительных особенностей. Во-первых, сведена к минимуму вероятность появления трещин в связи с тем, что КТР красителей ILS очень близок к КТР фарфоровых масс для моделирования керамического покрытия (дентинного, эмалевого и прозрачного). Во-вторых, свойства жидкости для разведения красителей резко снижают рискобраювання воздушных пузырьков. В-третьих, порошки ILS обладают флюоресцентными свойствами, позволяющими воссоздать любой внутренний эффект естественного зуба. В-четвертых, эти красители позволяют эффективно замаскировать просвечивание опакового слоя при недостаточной толщине дентинного слоя.
Как известно, при смешивании двух цветов образуется третий — нейтральный, благодаря чему эти два цвета как бы компенсируют друг друга и называются взаимодополняющими. На этом принципе основана специальная техника взаимодополняющих цветов, разработанная К. Ямадой.
Цвет зубов пациента может быть определен по шкале расцветок или но специально приготовленным слайдам. Для маскировки несоответствия цвета керамики цвету естественного зуба используют фарфор соответствующего взаимодополняющего цвета, который позволяет без искажения восироизвести природную окраску и передать прозрачность естественного зуба пациента. В комплекте стоматологической керамики Screening Noritake содержатся взаимодополняющие фарфоры Четырех расцветок, термически совместимые с фарфором, входящим в основной комплект набора керамики ИХ-3 Noritake. Взаимодополняющий фарфор рас цветки M/Brvwn (умеренно коричневый) предназначен для маскировки (нейтрализации) умеренных несоответствий (дисколораций) коричневой цветовой группы. S. Вгоит (интенсивно-коричневый) — для маскировки интенсивных дисколораций коричневой цветовой группы. М. Reddish Gray (умеренно красно-серый) - для умеренных дисколораций красновато-серой цветовой группы. S. Reddish Gray (интенсивнокрасновато-серый) для интенсивных дисколораций красновато-серой цветовой группы. Поскольку случаи дисколораций оранжевой и буро-фиолетовой цветовых групп наблюдаются крайне редко, они в комплект не включены.
Взаимодополняющие расцветки можно использовать д. m изменения яркости окраски керамического покрытия. Точные знания о влиянии взаимодополняющих цветов друг на друга являются тем самым средством, которое позволяет решить проблему коррекции цвета керамического покрытия. Часто несоответствие расцветки выбранному цвету исправляется путем нейтрализации явно избыточной насыщенности или интенсивности окраски. В этом случае рекомендуется создавать двухслойный цветовой фильтр, частично отражающий и частично поглощающий цвета светового спектра. От раженные от фильтра лучи взаимодействуют с отдельными цветами спектра проходящего света. При .>гом происходит взаимокомпенсация цветов, и конечная интенсивность окраски керамического покрытия уменьшается.
Вариантов смешивания фарфоровых масс, позволяющих уменьшить яркость окраски без изменения основного цветового тона и прозрачности, достаточно много. Взаимодополняющие расцветки используются для получения соответствия восстанавливаемых зубов естественным или для достижения эстетической гармонии всех имеющихся в полости рта зубов. При простом использовании фарфора взаимодополняющей расцветки цвет зуба в полости рга будет выглядеть более темным, поэтому в фарфоровую массу следует одновременно добавлять белый краситапь, который будет лучше отражать падающий свет. При этом удается сохранить желаемую прозрачность с одновременным достижением более светлого оттенка.
К сожалению, не существует керамической массы, которая могла бы полностью заменить знания и опыт врача и техника-керамиста. Более того, керамическая масса и дентиноэмалевый слой естественного зуба представляют собой совершенно разные материалы. По этой причине проблемы метамерии (спектрально различные цветовые оттенки в зависимости от источника света) у различных материалов никогда не могут быть решены полностью. Например, применяя керамическую массу Shofu, К. Ohata (1995) отмечает, что нанесение большого количества эмалевой массы всегда приводит к появлению эф(}н`кта серого цвета. Он усиливается от передних к боковым зубам в связи с красно-розово-фиолетовым цветом окружающей зубы слизистой оболочки ротовой полости. Появление опаловых керамических масс значительно снизило •эффект серого оттенка.
В то же время следует отметить, что в готовых расцветках нет красных и оранжевых оттенков. Их нет среди В-, С-, Dцветов. Именно влияния этих цветов полости рта недостает при формировании цвета керамического покрытия в условиях лаборатории.
А-цвет с красно-коричневым компонентом является лишь основой для всей предстоящей работы. Выбор С-цвета некоторые специалисты считают ошибочным, поскольку в этом случае речь идет о цвете А с высокой прозрачностью. В основе В-цвета лежит желто-зеленый тон. Он является дополнительным цветом к красно-фиолетовому окружению полости рта. А-цвет ошибочно определяется как В-цвет в связи с тем, что по отношению к красноватым тонам в результате адаптации чувствительность уменьшается, а по отношению к зеленым тонам, наоборот, увеличивается.
Основной цвет следует выбирать как можно быстрее до высыхания эмали естественного зуба. Кроме того, необходимо учитывать структуру зуба: толщину эмалевого слоя, наличие мамелонов, абразивные свойства эмали, цветовую гамму пришеечной зоны и дентина. В соответствии с этим правильно должно быть оформлено тело искусственной коронки, т.е. ее контуры, общие размеры и объем. Для этого необходимо хорошо знать свойства обожженной керамики, а также ее цветовое восприятие (тон, насыщенность, степень яркости и прозрачности). По-видимому, цвет керамики все же следует определять как при дневном, так и при искусственном освещении. При этом мы как бы получаем возможность проверить в выбранном цвете долю янтаря и опалесценции.
При дневном свете опадесценция дает голубоватый оттенок; янтарь — оранжевый цвет. Это объясняется тем, что янтарь — это пигмент или цвет, а опадесценция — это эффект. Для подбора индивидуального цвета зуба необходимо проводить соответствующую зарисовку.