Универсальная красота: вкус к среднему

Универсальная красота: вкус к среднему

Когда речь идет о восприятии и ощущении красоты, затрагиваются достаточно спорные вопросы. Однако не так просто подавить стремление к возможности оценить все количественно. Поиск универсального стандарта красоты в надежде понять и узнать ее критерии идет со времен Пифагора, Платона с их математическими «расчетами» красоты, продолжался в эпоху Ренессанса Дюрером, Леонардо Да Винчи и другими деятелями искусства и философами и не прекращается даже сегодня.
Исследования «природы красоты» начались в 1870 г. с работы сэра Фрэнсиса Галтона, в которой проводилось наслоение фотографий друг на друга. В действительности его работа не имела ничего общего с поиском эстетических стандартов, однако ее результаты внесли огромный вклад в науку о красоте. В своем исследовании Галтон искал сходные черты в лицах преступников в целях развития криминалистики. Он отобрал фотографии людей, осужденных за убийство или вооруженное ограбление, выложил их в один ряд по зрачковой линии и наложил друг на друга, чтобы получить так называемое общее изображение выбранных лиц. Он надеялся, что сможет отыскать общие черты для определения «стандарта криминальной внешности». Как бы то ни было, получившееся изображение было гораздо приятнее каждого лица по отдельности.
Наблюдая «типичные криминальные лица» осужденных, он заметил, что: «...все специфические злодейские неровности позже исчезли... Сочетание выглядело гораздо лучше, чем отдельно взятые компоненты, потому что средний портрет нескольких человек свободен от всяких неровностей, которые всячески портят вид каждого из них». Галтон не изучал подробно открытый им феномен «красоты смешивания», возможно, из-за того, что находка «красивого криминального лица» не подтвердила его предположений.
Вскоре метод наслоения фотографий позволил лучше понять некоторые общие аспекты красоты человеческого лица. Компьютерные программы могут соединить сотни цифровых фотографий, и в настоящее время эти технологии используются во многих странах для изучения того, что называется «усредненным понятием красоты». Подобные исследования продемонстрировали, что «усредненные» лица действительно более привлекательны, чем отдельно взятые. Сочетание двух или четырех лиц приводит к небольшому улучшению, в то время как при сочетании 32 лиц получаемое изображение гораздо более привлекательно, и только несколько «счастливчиков» более привлекательны, чем полученная фотокомбинация.
Нэнси Эткоф утверждает: «...Большинству людей не приходит в голову слово «средний», когда они видят милое лицо. Но этот термин в данном случае означает средние размеры, а не среднюю оценку красоты. В мире маленьких и длинных носов, миндалевидных и круглых глаз, овальных и широких лиц, полных и тонких губ, глубокого и открытого прикуса наш мозг собирает статистические данные, получает некую сумму, обрабатывает и дает личную оценку».
«Средняя модель» красоты может показать нашу восприимчивость к наиболее удачным объектам природы, которыми являются люди, поскольку средние пропорции обычно означают здоровое состояние. Психолог Йохан Кеслаг (Johan Koeslag) считает, что взаимосвязь между средними значениями и здоровьем настолько распространена в природе, что «...предпочтение к среднему стандарту накладывает свой отпечаток на выбор партнера у животных». И наоборот, антрополог Дональд Саймонс (DonaldSymons) считает, что предпочтение отдается эстетическим стандартам, которые укладываются в средние значения, за счет механизма, имеющегося в мозге человека, который он называет «стратегией измерения средних лиц» (этот механизм действует подобно технике наложения фотографий). Саймонс отмечал: «...усредненное представление популяции о красоте отражает наиболее удачно сформированный физический облик, и возможность выбора привела к тому, что наш мозг, получая информацию, складывает ее, чтобы выбрать наиболее предпочтительное».
Если красота является чем-то средним между стандартным представлением, заложенным в нашем сознании с рождения, и универсальным механизмом, который сохраняет и суммирует среднее значение лиц, следует понять эту «среднюю модель», ее логику и стандарты в области эстетической стоматологии. Поиск значений, образов, информации и перспектив может значительно помочь в построении клинической работы, найти возможность не только функционально и биологически восстановить целостность зубных рядов, но и создать очень красивые зубы. Необходимо помнить, что в процессе жизни люди набираются опыта в распознавании отдельных черт и формировании общего впечатления, которые очень тонко изменяются и могут в конечном итоге привести к появлению градуированной чувствительности в отделении красивого от уродливого, приятного от неприятного. Это не результат «божественного провидения», по словам Жерара Шиша (Gerald Chiche): «...мнение о том, что для занятия эстетической стоматологией необходимо иметь творческую предрасположенность, ошибочно: так же, как и в любых других сферах деятельности, знание некоторых принципов важнее, чем просто интуиция», таким образом, результат достигается после обучения и тренировок. Как предположил Дональд Саймонс: «... Красота заключается в адаптации зрителя».