Свет и цвет.Гармония.Введение

Свет и цвет.Гармония.Введение

Гармония (синоним удовольствия) приобрела огромное значение в эстетической стоматологии. С одной стороны, изучение основ эстетики приводит к созданию стандартов идеала, с другой - реальные условия, в которых производится реставрация, приводят к определению «возможной гармонии». Оно предполагает анализ и понимание проблемы, взаимосвязь улыбки с основами эстетики и формирование композиции возможных изображений, которые могут пробудить наши чувства, чтобы показать и обмануть в приятной манере.
Для этого требуется взаимодействие всех компонентов улыбки, формирующих единство и баланс, или, одним словом, гармонию.
.
Представьте мир без света, и вы увидите - точнее, не увидите - мир без красок. Представьте мир без цвета (пигмента), только белое, только черное, и образы: мрачные, монотонные, грустные. В нашем разноцветном мире трудно представить в черно-белом что-либо, потому что по многим причинам цвета есть в жизни, мыслях и ощущениях (ведь ощущения имеют цвет: «теплые» цвета, «холодные» цвета) и чувствах (чувства тоже имеют цвет: «веселый», «грустный» и даже «нейтральный»). Они так прочно закрепились в человеческой природе, что иногда могут остаться незаметными и проигнорированными. Израэль Педроза (Israel Pedrosa) в книге «От цвета к несуществующему цвету» («Da Cor a Cor Inexistenete») упоминает, что «...привлечь чье-либо внимание к этому феномену в то же самое время значит увеличить ето/ее и обогатить его/ее мир восприятия, потому что с этого момента он/она не сможет убежать от привлекательности, от высшего и ультратон кого проявления хроматической вибрации, и теперь будет часто ощущать их в повседневной жизни».
Но что такое цвет, и как его понять? Цвет, который не является материаль-ным, может быть обозначен как ощущение, для возникновения которого необходим свет как физический объект. Он служит раздражителем для рецепторов глаз, которые за счет нервных волокон являются дешифраторами луча света, преломляя или изменяя его благодаря избирательности сетчатки. Следует отметить, что восприятие цвета является более сложным феноменом, потому что, помимо физического элемента (света) и физиологического (глаза), существует третий элемент - наше физиологическое и культурное осознание, основательно изменяющее качество и восприятие того, что видно.
«... мы можем утверждать, что белая простыня всегда нам кажется белой, как в освещении лампы накаливания, так и в фиолетовом свете, когда на самом деле она желтая при свете лампы накаливания и фиолетовая в флюоресцентном свете, поскольку они изменяют цвет... Чаще всего мы не обращаем внимания на различия цветов и продолжаем видеть белое в простыне, поскольку кодирование в мозгу, которое смешивает цвета, представленные в объекте, как одна из физических характеристик, изменяемых при солнечном свете, трансформирует постоянный цвет тела в субъективное восприятие.».
Израэль Педроза.
Тот факт, что субъективное восприятие цвета является константой, должен быть обдуман и пересмотрен в повседневной клинической работе. Не редкость обнаружить «привычки» при определении цвета естественных зубов, с тенденцией видеть их и выбирать тот же оттенок и цвет, пренебрегая богатством образца, яркостью и прозрачностью, созданной природой. По этой причине изучение цвета зуба должно стать объектом пристального внимания, требующего более тщательного наблюдения, чем быстрый взгляд и сравнение с расцветкой.
Так же как эскимос, который различает стороны и тоны белого среди множества типов снега и льда, выбирает нужный ему для выживания, в зависимости от его использования; это наша обязанность - понять и уметь различать все вариации и нюансы цвета и прозрачности естественных зубов, чтобы затем применить все в реставрации.
Одна из самых больших ошибок при определении цвета - это попытка «угадать». Кое-кто в момент подбора цвета начинаете мысленного представления, какого же цвета зуб, и только потом окончательно выбирает его на основании сравнения с расцветкой, подтвердив или поменяв решение. И с удовлетворением убеждается, что цвет действительно тот... Знакомо такое? Возможно, во время примерки ортопедической конструкции, при сравнении керамики (или пластмассы) с зубами кто-то испытывает удивление: цвет не совсем такой, который представляли. Что могло произойти? Риск при угадывании основан на субъективности цвета. Важно помнить, что зрение - один из органов чувств, и так же, как другие, формируется нашим мозгом. Таким образом, цвет - это не настоящее свойство объекта, а ощущение, формируемое мозгом. Возможно, что субъективная оценка будет отражением исследуемого зуба и образца расцветки; несмотря на различия, виден идеализированный цвет, сформированный в нашем сознании. Чтобы избежать такого рода ошибок, лучше не представлять цвет, а всегда исследовать его в сравнении с образцами используемой шкалы расцветки, интерпретируя именно то, что видно.