ПСИХОЛОГИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ

ПСИХОЛОГИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ

Механизмы отражения внешних предметов и явлений в сознании человека — ощущения — возникают как образы, характеризующие отдельные свойства предмета, при непосредственном воздействии на органы чувств.

Например, зрительные представления возникают благодаря рецепторному аппарату глаза, связанного нервными проводниками с корой головного мозга.

Рецепторы, проводящие нервы и участки головного мозга, представляющие собой единую морфологическую и функциональную структуры, названы анализатором.

Центральная часть анализатора состоит из ядра, периферическая — из аксонов и рецепторов (рис. 45).

Рис. 45. Общая схема строения зрительного анализатора

 

Благодаря деятельности центрального ядра осуществляется наиболее точное определение качеств раздражителя (например, оттенков цвета в зрительном анализаторе).

Синтез ощущений происходит в ЦНС благодаря способности мозга интегрировать возбуждения от левого и правого глаза в совокупности с результатами рецепции другими органами чувств.

Чувствительность — способность ощущать — врожденное качество, а потому является безусловно рефлекторной. Физиологические механизмы деятельности анализатора являются приобретенными — условно рефлекторными.

В результате зрительная рецепция у человека развивается прижизненно в соответствии с условиями и обстоятельствами взаимодействия с окружающей средой. Например, занятые на окраске тканей рабочие различают 30-40 оттенков черного цвета, обычный человек — всего 2-3.

Более того, условия трудовой деятельности приводят к формированию у человека системы чувствительности с выделением ведущего анализатора. У большинства людей, в том числе у стоматологов, таковым является зрение.

Под влиянием раздражителей формируются и закрепляются зрительные образы. Ряд особенностей образного ощущения отличает его от других чувственных категорий (восприятий, представлений).

Основные закономерности ощущений — это порог чувствительности, адаптация, синестезия, контраст. Пороги ограничивают зону чувствительности анализатора к данному виду раздражителей.

Например, из всех электромагнитных колебаний глаз способен анализировать волны длиной 400-750 нм (рис. 46). Для достижения пороговой величины имеет значение длительность воздействия раздражителя.

Чем слабее раздражитель, тем больше времени необходимо для того, чтоб он вызвал ощущение. Так, краткий взгляд без рас-

Рис. 46. Основные цвета (по Ньютону): гармония цвета и звука
Рис. 47. Влияние шума на изменение зрительной чувствительности (по С.В.Кравкову)

сматривания объекта может вызвать ошибочное ощущение интенсивности, оттенка цвета или других его свойств.

В ряде случаев более важным является порог чувствительности к различению — наименьшая разница в ощущениях, связанная с изменением интенсивности или силы раздражителя.

Чтобы почувствовать изменение зрительных ощущений, необходима добавка 1/100 доли первоначального раздражителя, поэтому колориметрические методы исследования требуют специальных навыков в оценке интенсивности окраски

Адаптация, как приспособление чувствительности к постоянно действующему фактору, характерна для зрительного анализатора.

Например, длительное пребывание в темноте повышает чувствительность к свету в 200 000 раз. В свою очередь, острота восприятия цвета со временем снижается.

Взаимодействие ощущений — это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы.

Изменение чувствительности объясняется корковыми связями между анализаторами.

Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность другой системы, сильные — понижают. Например, слабые вкусовые ощущения (кислое) повышают зрительную чувствительность.

Взаимное влияние отмечается между звуковыми и зрительными ощущениями (рис. 47). На отдельное ощущение (например, цвет) оказывает влияние реакция других-органов чувств на окружающие факторы (звук, температура, чистота воздуха и т.д.).

Так, неблагоприятная окружающая обстановка в деятельности стоматолога (шум, пыль) может повлиять на результат создаваемой эстетической конструкции.

Как частный случай взаимодействия ощущений можно рассматривать явление синестезии — возникновение ощущений, вызванных нехарактерными раздражителями. Например, звук колокола может создавать ощущение вспышки света.

Взаимодействие ощущений, происходящее в центральных ядрах анализатора, приводит к тому, что у человека под влиянием звуков могут возникать цветовые ощущения. Очень важным качеством, характеризующим и объясняющим наиболее частые ошибки ощущений тех или иных абсолютных характеристик объекта, является контраст ощущений.

При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст: одна и та же фигура на темном фоне кажется светлее (рис. 48). Дополнительные цвета усиливают друг друга.

Поэтому зеленый предмет на красном фоне, а желтый на синем кажутся более насыщенными (см. рис. 27, 41). Явление последовательного контраста связано с определенной инертностью зрительных процессов. После исчезновения раздражителя образ объекта еще сохраняется некоторое время.

Это последовательный образ. Медленно затухающие — длительные отрицательные образы (рис. 49).

Рис. 48. Явление одновременного светлотного контраста
Рис. 49. Явление последовательного отрицательного кон траста: если рассматривать негатив 30-40 секунд, а затем закрыть глаза — появиться ощущение позитивного рисунка