Если процессу редукции зубов человека посвящено достаточное количество работ, то процессу редукции альвеолярных отростков и взаимосвязи редукции жевательного аппарата и зубочелюстных аномалий уделено мало внимания. Ряд авторов указывают на взаимосвязь величины челюстей и интенсивности поражения зубов кариесом и его локализации (Н.Ш.Мелик-Пашасв, 1924; Л.ТЛевченко, В.КЛеонтьсв, 1977).
Касательно взаимосвязи зубочелюстных аномалий и кариеса выявлена следующая закономерность: дети, имеющие выраженные зубочелюстные аномалии, примерно в два раза чаще поражаются кариесом и эффективность профилактики у них примерно в два раза ниже (В.Г.Сунцов, В.КЛсоптьев, В.А.Дистель, 1983).
При изучении взаимосвязи кариеса зубов и зубочелюстных деформаций обнаружено, что лица с кариесрезистентными зубами обладают более развитыми и более сформированными челюстями, тип лица у них более широкий. Люди же с множественным кариесом имеют менее развитые челюсти, большинство из них узколицые (табл. 7). Следовательно, не только кариозный процесс является причиной развития многих зубочелюстных аномалий, но сами зубочелюстные аномалии приводят к повышенному кариозному поражению зубов (П.А.Кузнецов, В.А.Дистель, А.Е.Пономарев и другие, 1981).
Интересна при этом возрастная динамика изучаемых признаков (табл. 8).
Таблица 7
Расстояние между премолярами и молярами, широтный индекс лица и величина угла нижней челюсти у лиц с кариесрезистентными зубами и при поражении зубов множественным кариесом
Оказывается, во временном прикусе нет достоверной разницы в развитии челюстей как кариесрезистентных, так и подверженных множественному кариесу. Эта разница начинает прояв-.
Таблица 8
Антропометрические показатели челюстей у лиц различного возраста (кариесрезистентных и пораженных множественным кариесом)
Продолжение табл. 8
Примечание: во временном прикусе и начальном периоде сменного прикуса "премолярный индекс" определяется по временным первым молярам.
литься в сменном прикусе, прежде всего в показателях ширины альвеолярных отростков, а затем полностью представлена в постоянном прикусе (В.А.Дистель, В.Г.Сунцов, В.Л.Васильев, 1987).
Более интенсивная редукция альвеолярных отростков по сравнению с редукцией зубов приводит к развитию ряда зубочелюстных аномалий, основной признак которых — скученное положение зубов, что может приводить к увеличению поражаемости их кариесом. Можно предположить, что редукция зубов служит приспособительным механизмом при значительно уменьшенных альвеолярных отростках. Уменьшение размера зубов и отсутствие некоторых из них как бы нивелируют образовавшийся дефицит места. При исследовании были сформированы две контрастные группы: лица с выраженными признаками редукции зубов (адентия латеральных верхних резцов) и лица с незначительными признаками редукции зубов (В.А.Дистель,.
В.Г.Сунцов, Н.Г.Дроздовская, З.В.Еремина, 1985). Оказалось, что при большой степени редукции зубов альвеолярные отростки значительно уже и короче по сравнению с лицами, имеющими незначительные признаки редукции зубов (табл. 9).
Интересны результаты исследования поражаемости зубов кариесом в зависимости от степени редукции зубов. Изучался индекс КПУ в области фронтальных и жевательных групп зубов у двух контрастных групп: с выраженными признаками редукции зубов (адентия верхних латеральных резцов) и с незначительными признаками редукции зубов (В.А.Дистель, С.Г.Беньковская, И.ВАнисимова и другие, 1991). Оказалось, что в группе без выраженных признаков редукции зубов интенсивность поражения кариесом шести верхних фронтальных зубов составляет.
Таблица 9.
Антропометрические показатели лица и челюстей при различной степени редукции зубов
50 процентов от интенсивности поражения шести жевательных зубов. В группе же с выраженными признаками редукции этот показатель равнялся лишь 3,46 процентам. Естественно отсутствие одного или двух латеральных резцов сказалось на результатах в группе с выраженными признаками редукции зубов. Тем не менее можно заключить, что адентня тех или иных зубов при интенсивной редукции жевательного аппарата является приспособительным механизмом, "спасающим" зубочелюстную систему от катастрофического разрушения кариозным процессом.
Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что анатомофизиологические особенности жевательного аппарата, развитие кариеса зубов и зубочелюстных аномалий тесно взаимосвязаны. Эго обстоятельство необходимо в первую очередь учитывать при планировании и проведении профилактических мероприятий.
Причинами аномалийного положение зубов мотут быть также атипичная закладка зачатков зубов, нарушение роста челюстей, нарушение процессов развития зубов, нарушение сроков смены зубов, значительное несоответствие размеров временных и постоянных зубов, сверхкомплектные зубы, макродентия, раннее удаление временных зубов, разрушение и удаление постоянных зубов.
Значительное место среди причин развития аномалийного положения зубов занимают вредные привычки, особенно привычки сосания. В.П.Окушко (1975) относит к вредным привычкам сосание пальцев, сосание и нрикусывание губ, щек, предметов, сосание и прикусывание-прокладывание языка.
Сосательный рефлекс начинает формироваться во внутриутробном периоде, сразу после рождения он существует как безусловный рефлекс, а затем закрепляется как условный рефлекс. В норме на втором году жизни сосательный рефлекс постепенно угасает. Препятствием для процесса угасания этого рефлекса является, в первую очередь, соска-пустышка. Затем ребенок может заменять соску пальцами рук, языком, губами, воротником, различными предметами. Борьба с этой вредной привычкой — весьма нелегкая задача. Мы с успехом для этих целей применяем позиционеры, которые готовим по очень простой методике па стандартных моделях. Стандартные модели получаются от детей с нормальным строением жевательного аппарата (как правило, с ортогнатическим прикусом). Создастся банк стандартных моделей с учетом возраста ребенка, суммы мезиодистальных диаметров четырех верхних резцов и типа лица, опредслясмого по показателям широтного индекса лица. Согласно этих показателей создается таблица и соответственно ей модели нумеруются.
У ребенка, которому необходимо изготовить позиционер, определяется сумма мезиодистальных диаметров четырех верхних резцов, широтный индекс лица и соответственно возрасту подбираются стандартные модели, по которым готовится аппарат (В.А.Дистель, 1993). Данный метод можно применять в организованных детских коллективах без посещения детьми лечебного учреждения. Для этого необходимо заготовить заранее комплект позиционеров по стандартным моделям и накладывать их в детском комбинате или школе, где необходимо иметь бормашину и инструментарий для коррекции аппаратов. Создание банка стандартных моделей требует определенных трудозатрат, которые окупаются дальнейшим упрощением изготовления позиционеров, что особенно важно при проведении массовых профилактических мероприятий и раннем лечении зубочелюстных аномалий и деформаций.
Для поворота зубов вокруг оси и их мезиально-дистального перемещения мы применяем очень простой метод (В.А.Дистель, И.Б.Малахова, 1998). Для этого используется нитяная петля и резиновое кольцо (рис. 2).
Нитяную петлю накладывают на перемещаемый зуб, оборачивают вокруг него по ходу предполагаемого поворота. К ней крепят резиновое кольцо, которое дополнительной ниткой фиксируется на опорном зубе.
Рис. 2. Способ перемещения и поворота зубов
Чаще этот метод используется как вспомогательный при лечении съемной ортодонтической аппаратурой. Он прост, не требует лабораторного изготовления, минимально ухудшает гигиеническое состояние полости рта.
Дистальному (латеральному) смещению чаще всего подвергаются резцы, особенно мезиальные. Это приводит к появлению диастемы. К развитию диастемы приводят самые разнообразные причины: адентия латеральных резцов, значительное уплотнение костной ткани альвеолярной перегородки между медиальными резцами, низкое прикрепление уздечки верхней губы (реже высокое прикрепление уздечки нижней губы), потеря латеральных резцов, наличие сверхкомплектных зубов, вредные привычки сосания пальцев, языка, предметов и др.
А.А.Стафеев (1987) выделяет три вида уздечек верхней губы:.
1) уздечка в виде тонкой пленки (ширина до 1 мм); 2) умеренно выраженная уздечка (ширина от 1 до 2 мм); 3) уздечка с утолщенным основанием (ширина свыше 2 мм). Изучая диастемы верхней челюсти на значительном материале в различных климато-географических условиях он выявил следующие закономерности:.
1.
Во всех регионах происходит достоверное уменьшение частоты диастем в постоянном прикусе по сравнению со сменным. В зоне эндемии флюороза распространенность диастем наиболее низкая и в сменном прикусе составила 21,3%, в постоянном — 7,52%. В г.Омске (довольно низкое содержание фтора в питьевой воде) — соответственно 25,5% и 10,6%, а на Крайнем Севере (крайне низкое содержание фтора в питьевой воде) — 29,4% и 11,7%.
Наиболее часто во всех регионах встречались диастемы второго вида, реже — первого и наименее распространены диастемы третьего вида. Третий вид диастем более распространен в зоне эндемии флюороза.
2.
При диастемах, независимо от региона проживания отмечается уменьшение суммы мезиодистальных диаметров передних зубов, увеличение ширины верхнего зубного ряда в области премоляров и ширины неба.
3.
У лиц с диастемой уменьшен модуль коронки, мезиодистальный размер первого моляра, а также размеры резцов верхней челюсти. У них менее выражены признаки дифференциации, что проявляется снижением количества борозд на жевательной поверхности первого моляра, меньшей выраженности бугорка Карабелли, а также лингвальной поверхности и лингвального бугорка медиальных резцов верхней челюсти.
4.
Выявлена активная саморегуляция диастем во всех регионах. Особенно интенсивной саморегуляции подвержены диастемы сменного прикуса всех видов размером до 2 мм.
Супрапозиция верхних зубов и инфрапозиция нижних зубов — это неполное прорезывание зубов. Чаще всего это связано с недостатком места в зубном ряду, неправильным положением зачатков зубов.
Своеобразное состояние супрапозиции верхних фронтальных зубов возникает при дефекте коронки зуба вследствие травмы. Если перелом коронки произошел без повреждения сосудисто-нервного пучка, то возникает проблема восстановления формы зуба с наименьшим его травмированием. Обычно при этом применяется либо реставрационный метод, либо ортопедическое лечение с использованием вкладок и разнообразных искусственных коронок. Реставрационный метод не позволяет в дальнейшем принимать различную жесткую пищу. Для детей ограничение в приеме жесткой пищи чревато возможностью недоразвития челюстных костей, особенно их альвеолярных отростков, со всеми вытекающими из этого последствиями. Ортопедический метод связан со значительной дополнительной травмой зубов.
Нами предложен способ устранения таких дефектов коронок зубов у детей посредством поэтапного выведения зуба из окклюзии (В.А.Дистель, В.Г.Сунцов, 1989). Для иллюстрации рассмотрим пример устранения дефекта коронки верхнего центрального резца при ортогнатическом прикусе (наиболее часто встречающийся вариант). Для выявления контактного пункта на небной поверхности травмированного зуба с зубами-антагонистами используется копировальная бумага, сложенная в 8 слоев (0,2 мм). В этих участках абразивными инструментами сошлифовываются твердые ткани до исчезновения отпечатков. Дополнительно сошлис]ювывается сохранивишйся участок режущего края зуба на 13 мм. Это ведет к преимущественному перемещению травмированного зуба (по сравнению с зубами-антагонистами), так как этот зуб выводится не только из окклюзии, но и из различных артикуляционных контактов. Кроме того, при этом создается правильная форма зуба. После выведения зуба из окклюзии он подвергается воздействию реминерализующих или фтористых композиций.
По нашим наблюдениям (Н.В.Голочалова, 1998), зуб устанавливается в контакт с зубами-антагонистами в среднем через 4 месяца, т.е. за этот срок восстанавливается артикуляционное равновесие. Без всякого сомнения, этот срок усредненный, так как на него влияют очень многие факторы: вид прикуса, возраст пациента, активность функции жевания, индивидуальная реактивность организма и др.
Следующий сеанс сошлифовывания проводится в среднем через 4 месяца. Лечение продолжается до полного восстановления нормальной формы и функции коронки зуба. По нашим наблюдениям дефект коронки в среднем составляет 3,7 мм (по наиболее травмированной стороне зуба). Таким образом, лечение в среднем длится около 4 лет (11 сеансов сошлифовывания).
Эта методика, основанная на использовании физиологических закономерностей челюстно-лицевого аппарата, чрезвычайно проста, не требует сложных стоматологических вмешательств и больших затрат, то есть дает выраженный экономический эффект.
Для определения реакции твердых тканей и пульпы зуба на предлагаемый метод лечения мы исследовали растворимость поверхностного слоя эмали зубов по методу В.К.Леонтьева,.
В.АДистеля (1974), а также провели электроодонтодиагностику.
При изучении растворимости поверхностного слоя эмали зубов оказалось, что сразу после сошлифовывания зуба растворимость по кальцию повышается на 16,5% (Рру — на 17,2% (Рвращаются к исходному уровню. Динамика показателей электроодонтодиагностики аналогична таковой при исследовании растворимости поверхностного слоя эмали. После сошлифовывания зубов этот показатель увеличивается на 55,6% (Рчерез 2 месяца возвращается к исходным величинам (Н.В.Голочалова, 1998). Полученные объективные данные при изучении состояния твердых тканей и пульпы зубов позволяют оценить изложенный метод устранения дефектов коронок зубов как наиболее щадящий.