Возрастная морфология слизистой оболочки твердого неба

Возрастная морфология слизистой оболочки твердого неба

Изучение реакций тканей протезного ложа потребовало предварительного исследования морфологии слизистой оболочки твердого неба в возрастном аспекте. Гистологическому исследованию были подвергнуты слизистые оболочки 5 плодов (7—9 мес), 10 новорожденных, 6 детей в возрасте 1—6 мес, 5 детей с молочным прикусом и 8 взрослых в возрасте от 15 до 30 лет с интактными зубными рядами. Исследования (Реброва М. А., 1967) слизистых оболочек твердого неба трупов плодов, новорожденных, детей разного возраста и
Рис. 11. Паракератоз в эпителиальном пласте слизистой оболочки.
твердого неба.
7-месячный плод. Окраска гематоксилин-эозином. Х400 (Реброва М. А.).
взрослых, умерших главным образом от травмы, позволили решить вопросы: 1) о времени ороговения эпителия; 2) об изменении соединительной ткани сосудов и нервов.
При микроскопическом изучении препаратов слизистой оболочки твердого неба выявлено, что эпителий у лиц различного возраста является на всем протяжении многослойным плоским. В нем отчетливо видны базальный слой, зона шиповатых клеток и поверхностный слой. Высота базальных клеток изменяется: клетки базального слоя у детей высокие, а у взрослых более низкие. Шиповатые клетки у детей с крупными сочными округлыми ядрами с возрастом становятся меньше по размеру и вытягиваются. Толщина эпителиального пласта до 30 лет постепенно нарастает, после чего происходит некоторое его истончение.
Особое внимание было обращено на состояние поверхностной части эпителия, так как мнения авторов о наличии рогового и зернистого слоев расходятся. По нашим данным, поверхностные ряды клеток эпителия у плодов (рис. 11) и большинства новорожденных находятся в состоянии паракератоза и лишь в некоторых случаях наблюдается истинное ороговение. Явления паракератоза отмечала и Н. Дамова (1964), но ороговения не выявила.
У детей в возрасте 1—6 мес обнаруживаются признаки паракератоза поверхностных клеток эпителия, в цитоплазме их отмечается большое количество крупных гранул кератогиалина. Это указывает на постепенное нарастание процесса ороговения и у детей дошкольного возраста на всем протяжении слизистой оболочки твердого неба выявляется чередование участков паракератоза с истинным ороговением.
У лиц с интактными зубными рядами в возрасте от 15 до 30 лет в эпителии твердого неба отмечается истинное ороговение с наличием хорошо выраженного зернистого слоя. При этом высота эпителиального пласта в этом возрастном периоде наибольшая. У лиц старше 30 лет с интактными зубными рядами, а также с частичной и полной потерей зубов эпителиальный пласт твердого неба становится ниже, а роговой слой — тоньше.
Наши данные о наличии типичного истинного ороговения эпителия слизистой оболочки твердого неба совпадают с данными большинства авторов (Фалин Л. И., 1960; Eisenring R., 1959; Sazama L., 1961; Heim G., 1962, 1964; E. Uccellani, 1965, и др.).
Однако отдельные исследователи (Максимов А., 1938; Пашков Б. М., 1963; Siegmund Н., Weber R. 1930, и др.) отрицают ороговение эпителиального пласта слизистой оболочки твердого неба.
Л. И. Фалин (1960) в эпителии твердого неба обнаруживает различные стадии ороговения. При этом роговой слой имеет вид довольно толстой полоски. Зернистый слой состоит из 2—3 рядов клеток, в цитоплазме которых определяются зернышки кератогиалина, что подтверждается и исследованиями М. А. Ребровой. Однако автор отрицает наличие рогового слоя в области срединного шва. По нашим наблюдениям (Реброва М. А., Шаймерденова Р. Ш.), у лиц от 15 до 30 лет и старше, не пользовавшихся съемными пластинчатыми протезами, определяется истинное ороговение во всех зонах
Рис. 12. Эпителий слизистой оболочки твердого неба. Окраска гематоксилин-эозином. X 200 (Шаймерденова Р. Ш.).
слизистой оболочки твердого неба, в том числе и в области срединного шва (рис. 12).
Важно отметить, что во всех зонах твердого неба, за исключением задней его трети в собственной пластинке, главным образом у плодов и новорожденных, выявляются весьма своеобразные крупные округлой формы структуры. Внутренние элементы их находятся в состоянии деструкции, прилегающие к ним клетки уплотняются, вытягиваются и располагаются концентрически. В клетках наружных слоев хорошо выражены ядра и цитоплазма. Описанные образования представляют собой не что иное, как эпителиальные жемчужины. Динамику их развития от ранних до более зрелых форм удается проследить уже у плодов и новорожденных (рис. 13). J. Schumacher (1927) также иногда находил их в различных местах твердого неба новорожденных.
Эпителиальные жемчужины впервые были описаны Epstein в 1880 г.
Развитие и морфологию эпителиальных жемчужин на серии срезов твердого неба 55 зародышей и 5 взрослых людей изучал Н. Sugijama (1959). Он различает ранний
Рис. 13. Сформированная эпителиальная жемчужина в эпителиальном тяже, погруженном в собственную пластинку слизистой оболочки альвеолярного отростка.
Новорожденный. Окраска гематоксилин-эозином. Х600 (Реброва М. А.).
н поздний типы жемчужин. Первый тип обнаруживается у эмбрионов длиной 3—5 см, жемчужины состоят из темных однородных клеток с шарообразным ядром, в котором четко видны глыбки хроматина. Затем периферические клетки сплющиваются и вытягиваются и образуют вокруг ороговевающих осевых клеток концентрические слои. Этот поздний тип эпителиальных жемчужин имеет более крупные размеры и выявляется у плодов длиной 25 см. Затем они постепенно уменьшаются, резорбируются и в дальнейшем не обнаруживаются. Чрезвычайно редко зрелые эпителиальные жемчужины встречаются в пожилом возрасте. По данным М. А, Ребровой, они (см. рис. 12) встречаются у детей, юношей и у лиц пожилого возраста, не пользовавшихся съемными пластинчатыми протезами.
Сотрудниками руководимой нами клиники (Реброва М. А., 1968; Шаймерденова Р. Ш., 1970) были описаны изменения возрастного характера в соединительной ткани слизистой, оболочки твердого неба. Они выражались в уменьшении числа клеток соединительной ткани и в нарастании межуточного вещества. Нежные, тонкие и ветвящиеся эластические волокна у детей с возрастом постепенно становятся более грубыми, толстыми и менее ветвящимися. Коллагеновые пучки уплотняются.
Возрастные изменения отмечаются и в кровеносных сосудах. У детей стенка артерий мышечного типа слизистой оболочки твердого неба толстая с хорошо выраженной внутренней эластической мембраной. В средней оболочке видны тонкие, нежные и ветвящиеся эластические волокна, в адвентиции их мало. С возрастом внутренняя мембрана утолщается, несколько разволокняется. В адвентиции эластические волокна становятся более грубыми и располагаются группами.
В доступной нам литературе мы не нашли ни одной публикации, в которой описывались бы возрастные изменения нервных элементов слизистой оболочки твердого неба. Отдельные исследователи (Шакова О. Ю., 1954, 1956), изучавшие иннервацию слизистой оболочки твердого неба на 35 трупах людей различного возраста, обращали внимание главным образом на ход волокон, не описывая их состояния.
Исследования состояния нервных элементов слизистой оболочки твердого неба в возрастном аспекте, проведенные М. А. Ребровой, показали следующее. Количество нервных проводников, их расположение и направление в различных слоях слизистой оболочки неодинаково. В подслизистой основе преобладают мякотные нервные волокна, расположенные в одиночку и собранные в пучки, имеющие горизонтальное направление. От них отходят веточки и мелкие пучки, которые проникают в собственную пластинку. Здесь они, разветвляясь, образуют под эпителием сеть, от которой более тонкие веточки идут к эпителиальному пласту в перпендикулярном направлении. Мякотные нервные волокна, теряя миелиновую оболочку в средней или верхней трети соединительнотканных сосочков, превращаются в безмякотные. Последние в эпителиальном пласте переходят в свободные нервные окончания в форме «клубочков», «кустиков», «завитков», «веточек» и др. В отдельных наблюдениях мякотные волокна, резко истончаясь, переходят в концевые аппараты, которые в значительном количестве концентрируются в области сосочков. Однако они встречаются и в ростковой части эпителия в виде пуговчатых утолщений и тонких «усиков». Большинство нервных волокон проникает в эпителиальный пласт в области верхушек соединительнотканных сосочков, что было отмечено и в ранее проведенных исследованиях (D. Kadanoff, 1928). У детей по ходу отдельных мякотных нервных волокон образуются натеки нейроплазмы в виде небольших варикозных утолщений. Однако в единичных случаях наблюдались и более глубокие изменения единичных мякотных волокон вплоть до зернистого их распада. Аналогичные данные получены И. М. Оксманом (1949) при исследовании слизистой оболочки мягкого неба детей, погибших от различных инфекционных заболеваний. Зернистого распада нервных проводников в слизистой оболочке твердого неба юношей и взрослых, не пользовавшихся протезами, отмечено не было.
В пожилом возрасте отдельные мякотные нервные волокна также подвергаются изменениям, по ходу их отмечаются незначительные варикозные утолщения, повышенная аргентофилия, извитость и иногда разволокнение. Безмякотные нервные волокна сохраняют обычный вид. Нервные окончания в большинстве случаев обнаруживаются в соединительнотканных сосочках и несколько реже в эпителиальном пласте.