Пучки мышечных волокон сохраняют свойственную им структуру, однако перемизий набухший, местами инфильтрирован плазменными белками, эритроцитами и сегментоядерными лейкоцитами.
Через 2 дня после решетчатой кортикотомии трепанационные отверстия выполнены тромботическими массами, содержащими костные отломки. В окружающих тканях видны очаговые кровоизлияния. Со стороны кости и мягких тканей, окружающих отверстие, пролиферативной реакции не отмечается. Среди сегментоядерных лейкоцитов встречаются мононуклеары с крупными гиперхромными ядрами. Нередко наблюдаются плазматические клетки и малодифференцированные фибробласты. Следовательно, через 2 дня после ленточной и решетчатой кортикотомии явных признаков регенерации костной ткани по краю трепанационного отверстия не отмечается.
Состояние костной ткани у животных через 7 сут после кортикотомии. К этому сроку при ленточной кортикотомии костно-трепанационная полость уже выполнена грануляционной тканью, с остеобластами, имеющими то вытянутую, то веретенообразную форму, продуцирующими остеоидное вещество. Пролиферация остеобластов по ходу трепанационного канала наиболее интенсивно выражена в отдельных участках за счет эндоста. Обнаруживается значительное количество плазматических клеток, лимфоцитов и сегментоядерных лейкоцитов. В грануляционной ткани всюду выявляется обилие новообразованных тонкостенных кровеносных сосудов с сочным эндотелием, выполненных эритроцитами. В отдельных участках имеется диапедез эритроцитов с образованием мелкоочаговых кровоизлияний. В участках с наличием многочисленных костных осколков интенсивно выражена круглоклеточная инфильтрация. Вместе с тем в грануляционной ткани, выполняющей дефект (окраска пикрофуксином и импрегнация серебром по Футу), выявляется сеть волокнистых структур, представленных преимущественно формирующимися коллагеновыми и тонкими аргирофильными волокнами, последние при этом образуют причудливые сети, распола-
Рис. 47. Альвеолярный отросток челюсти собаки. Образование аргирофильных волокон на 7-е сутки после ленточной кортикотомии.
Поперечный срез. Импрегнация серебром по Футу. Х56 (Ралло В. Н.).
гающиеся главным образом по ходу кровеносных сосудов (рис. 47).
Среди элементов грануляционной ткани, особенно по краям костного дефекта, нередко обнаруживаются единичные и расположенные группами многоядерные клетки— остеокласты (рис. 48). Значительное количество остеокластов отмечено около костных секвестров, залегающих в толщине грануляционной ткани и по периферии трепанационного отверстия. Среди элементов остеоидной ткани наблюдается выпадение солей извести в виде зерен.
Следовательно, через 7 сут после ленточной кортикотомии выражена не только пролиферация остеобластов, но и образование коллагеновых и ретикулиновых волокон. В эти же сроки после проведенной решетчатой кортикотомии репаративные процессы протекают аналогично. Трепанационное отверстие выполнено грануляционной тканью, содержащей большое количество
Рис. 48. Альвеолярный отросток челюсти собаки. Остеокластическая реакция по краю дефекта кости через 7 дней после ленточной кортикотомии.
Срез по продольной оси зуба (фронтальный). Окраска гематоксилин-эозином.
Х240 (Ралло В. Н.).
остеобластов. Вместе с тем в грануляционной ткани выявляются ретикулиновые волокна, однако последние еще не вполне сформированы.
Внутренняя поверхность трепанационного канала в виде узкой полосы представлена бесструктурной тканью, подвергшейся мелкозернистому распаду. Вследствие этого костные края неровные, как бы узурированы. Сравнивая грануляционную ткань, образовавшуюся на месте трепанационного отверстия, следует отметить, что характер и структура ее при ленточной и решетчатой кортикотомии в основном одинаковы. Однако при ленточной кортикотомии среди элементов грануляционной ткани чаще встречаются мелкие костные отломки, подвергающиеся резорбции остеокластами, и участки новообразованной ткани, сорбирующие соли кальция. При решетчатой кортикотомии явления менее выражены.
Состояние костной ткани у животных через 12 дней после кортикотомии. При изучении гистологических препаратов, приготовленных из блоков челюстей собак, забитых через 12 дней, как при ленточной, так и при решетчатой кортикотомии дефект выполнен более зрелой грануляционной тканью. В ней имеется большое количество клеток, имеющих овальную или веретенообразную форму. Среди них обнаруживаются крупные клетки со светлой цитоплазмой и интенсивно окрашенным ядром. Наряду с ними встречаются гистиоциты, лимфоциты и плазматические клетки. Волокнистные структуры представлены ретикулиновыми и коллагеновыми волокнами с преобладанием последних. Коллагеновые и ретикулиновые волокна неравномерно утолщены, некоторые из них с явлениями распада на глыбки. Кровеносные сосуды имеют уже вполне сформированные стенки, выполнены эритроцитами. Следует отметить, что при ленточной кортикотомии среди названных элементов грануляционной ткани сохраняется большое количество костных отломков с выраженной остеокластической реакцией по их периферии. При решетчатой кортикотомии костные отломки встречаются крайне редко. Края костных дефектов при этом виде операции ясно очерчены, остеобластическая реакция со стороны краев почти не выражена, в то время как при ленточной кортикотомии в периферических зонах четко выступает пролиферация остеобластов. Последние имеют округлую форму, крупные, хорошо окрашивающиеся гематоксилином ядра и нежную слегка базофильную цитоплазму.
Состояние костной ткани у животных через 16 дней после кортикотомии. При гистологическом исследовании челюстей собак этой серии опытов после проведенной ленточной и решетчатой кортикотомии установлено, что дефекты полностью выполнены новообразованной грануляционной тканью с остеобластами различной степени дифференцировки и большим количеством волокнистой субстанции. Среди фибриллярных структур преобладают коллагеновые волокна, которые местами набухшие, утолщены и кое-где сливаются в гомогенные пучки. На препаратах, окрашенных по Маллори, в зонах огрубения коллагеновых волокон выявляются участки волокон бледно-красного цвета, что свидетельствует об отложении и накоплении в таких участках фосфата кальция. В грануляционной ткани, выполняющей дефекты, обнаруживаются в большом количестве вполне сформированные кровеносные сосуды, просветы некоторых из них значительно расширены и выполнены кровью.
Вокруг грануляционной ткани со стороны предсуществующей кости выражена остеобластическая реакция. Пролиферирующие остеобласты набухшие, имеют гиперхромные ядра и нежную базофильную цитоплазму. В некоторых участках сохраняются остеокласты, располагающиеся главным образом по краю дефекта и вокруг костных осколков.
При ленточной и решетчатой кортикотомии, по краю дефектов, образованных в верхней части альвеолярного отростка, ближе к его основанию, хорошо выражена картина остеогенеза. Образованные костные балочки проникают в виде тяжей в толщу уже зрелой грануляционной ткани. Вокруг сосудов имеет место образование циркулярно расположенных структур, представляющих собой формирующиеся гаверсовы каналы. Костная ткань альвеолярного отростка на всем протяжении сохраняет обычную структуру.
Сравнивая характер грануляционной ткани, образовавшейся на месте оперативного вмешательства, можно отметить, что структура ее при обоих видах кортикотомии одинакова. Однако в зависимости от расположения трепанационного отверстия на альвеолярном отростке наблюдается некоторое морфологическое своеобразие процессов регенерации. Так, если в нижней части альвеолярного отростка дефекты выполнены грануляционной тканью, то в верхней, ближе к основанию отростка выражен остеогенез с образованием молодых костных балочек, проникающих в толщу грануляционной ткани.
Состояние костной ткани у животных через 25 дней после кортикотомии. Проведенное патоморфологическое исследование этой серии гистологических препаратов, изготовленных из челюстей собак после ленточной и решетчатой кортикотомии, показало, что трепанационные отверстия полностью выполнены тканью, представленной в основном остеобластами и фибробластами, образующими клеточные тяжи, идущие в различных направлениях и иногда располагающиеся циркулярно. В значительном количестве выявляются четко сформированные кровеносные сосуды, в основном мелкого калибра, выстланные сочным, местами набухшим эндотелием. В различных участках ткани, выполняющей дефект, вокруг сосудов располагаются крупные овальной и неправильной формы остеобласты, отмечается формирование структур, имеющих характер гаверсовых каналов. Сохраняются очаги скопления лимфоидных клеток и небольшие костные отломки, утратившие свою структуру и подвергающиеся резорбции. По периферии таких отломков выявляются скопления остеокластов. Из волокнистых структур преобладают несколько измененные коллагеновые волокна. Некоторые из них неравномерно утолщены и набухшие, интенсивно окрашены в малиновый цвет, но наряду с ними встречаются и более бледные, окрашенные пикрофуксином в бледно-розовый цвет.
На препаратах, импрегнированных серебром по Футу, выявляется довольно густая сеть аргирофильных волокон, имеющих также различную интенсивность импрегнации. Некоторые из аргирофильных волокон набухшие, неравномерно утолщены и местами подвергаются глыбчатому распаду.
Ткань, выполняющая трепанационное отверстие, плотно прилежит к костной ткани. В местах соприкосновения ее с краями дефекта определяются процессы резорбции и дистрофического изменения костной ткани со скоплением большого количества остеокластов. В других очагах наряду с резорбцией ясно выражено врастание вновь образованной ткани в окружающую костную ткань, вследствие чего устанавливается интимная связь между новообразованной тканью, выполняющей дефект, и предсуществующей костью. Выявляются единичные новообразованные костные балки, проникающие в виде тяжей в толщу ткани, выполняющей трепанационный дефект.
В верхней части альвеолярного отростка отмечается выраженная пролиферация остеобластов по краю дефекта. При этом от зоны остеобластической пролиферации в созревающую ткань проникают многочисленные костные балки, часто имеющие уродливый вид. Клетки, образующие костные балки, крупные, с ядрами различной величины.
Таким образом, на 25-е сутки после ленточной и решетчатой кортикотомии процессы регенерации протекают однотипно. Отметим, что в нижней части альвеолярного отростка грануляции, выполняющие дефект, достигали большей зрелости по сравнению с предыдущими сроками. При этом ясно выступает формирование гаверсовых каналов, но типичная костная ткань и сформированные балки выявляются не всюду в одинаковой мере. Вместе с тем в верхней части альвеолярного отростка, ближе к переходной складке, наблюдается выраженный остеогенез с образованием большого количества костных балочек.
Состояние костной ткани у животных через 35 дней после кортикотомии. При исследовании гистологических препаратов в этот срок дефекты после операции как при ленточной, так и при решетчатой кортикотомии замещены новообразованной тканью, которая интимно сливается с окружающей костью челюсти. Необходимо отметить, что новообразованная ткань по своей морфологической дифференцировке значительно отличается от той, которая наблюдалась на препаратах в предыдущие сроки эксперимента. Дефекты в основном выполнены большим количеством остеобластов и фибробластов, имеющих овальную, вытянутую форму. Остеобласты при этом крупного размера, с четко выраженной цитоплазмой и хорошо красящимся гематоксилин-эозином ядром. Среди названных клеточных форм в большом количестве имеются фибриллярные структуры, представленные преимущественно коллагеновыми волокнами. На препаратах, импрегнированных серебром по Футу, выявляются также и ретикулиновые волокна, которые неравномерно утолщены, а часть их с явлениями сегментарного распада. Среди элементов новообразованной ткани обнаруживается умеренное количество вполне сформированных кровеносных сосудов. Вокруг последних можно видеть один или несколько рядов остеобластов овальной формы. Наблюдаются также структуры, имеющие вид почти сформированных гаверсовых систем, с ясно выраженным каналом остеона (рис. 49). Среди ткани, выполняющей дефект, определяются немногочисленные новообразованные костные балки, которые в отличие от предсуществующей кости окрашиваются менее интенсивно пикрофуксином и по Маллори, а также нитратом серебра. Нередко здесь же выявляются остатки некротизированной костной ткани, окруженной остеокластами. В верхней части альвеолярного отростка большая часть дефекта как при ленточной, так и при решетчатой кортикотомии выполнена костными балками неодинаковой толщины.
Рис. 49. Альвеолярный отросток челюсти собаки. Трепанационное отверстие в нижней части отростка через 35 сут после ленточной кортикотомии выполнено зрелой грануляционной тканью, в которой обнаруживаются формирующиеся гаверсовы каналы.
Поперечный срез. Окраска гематоксилин-эозином. Х56 (Ралло В. Н.).
В эти сроки края костного дефекта, особенно при решетчатой кортикотомии, полностью очищены от некротизированных масс; новообразованная ткань интимно проникает в предсуществующую костную. Репаративная регенерация костной ткани при этом виде операции протекает в таком же плане, как и при ленточной, а именно в нижней части альвеолярного отростка явно выступает образование костных структур с формированием остеонов, в верхней части значительная часть дефекта выполнена преимущественно костными балками.
Состояние костной ткани у животных через 45 дней после кортикотомии. При морфологическом исследовании гистологических препаратов челюстей животных через 45 дней после проведенной операции кортикотомии при обоих видах ее костные дефекты оказались полностью замещенными новообразованной костной
Рис. 50. Альвеолярный отросток челюсти собаки. Новообразованна* костная ткань, заполняющая трепанадионное отверстие на 45-е сутки после ленточной кортикотомии.
Поперечный срез. Окраска гематоксилин-эозином. Х56 (Ралло В. Н.).
тканью (рнс. 50). Однако последняя отличается от кости челюсти более грубым строением, разнообразным направлением костных балок неодинаковой толщины. При этом новообразованная костная ткань окрашивается основными красками и имеет выраженный базофильный оттенок, на границе ее с предсуществующей тканью четко выступает темно-фиолетового цвета полоса.
На препаратах, окрашенных по Маллори и Ван-Гизону, среди элементов регенерирующей костной ткани выявляется большое количество довольно толстых коллагеновых волокон. Признаков воспалительной реакции в области дефектов и окружающей костной ткани не выявляется.
Состояние костной ткани у животных через 60 дней после кортикотомии. Путем последовательного изучения гистологических препаратов, приготовленных из блоков челюстей собак, через 60 дней после проведенной лен-
Рис. 51. Альвеолярный отросток челюсти собаки. Через 60 дней после операции дефект заполнен новообразованной костной тканью. Окраска гематоксилин-эозином. Х56 (Ралло В. Н.).
точной н решетчатой кортикотомии выявлены дефекты, выполненные вновь образованной костью со всеми присущими ей структурами: системой остеонов, гаверсовых каналов, костных балок (рис. 51). Однако образовавшаяся костная ткань имеет и некоторые структурные особенности по сравнению с предсуществующей. В частности, размер и форма остеонов, количество и диаметр сосудов гаверсовых каналов не упорядочены. В новообразованной костной ткани отмечается, как правило, большое количество сосудов узкого диаметра и иногда встречаются гаверсовы каналы несколько большего диаметра, чем в окружающей дефект кости. Костные балки отличаются формой и размером. В отдельных участках наблюдается замещение трепанационных дефектов преимущественно фиброзной тканью, богатой коллагеновыми волокнами, среди которых залегают многочисленные фибробласты, имеющие то вытянутую, то веретенообразную форму с крупными ядрами. Среди разросшейся.
фиброзной ткани выявляется значительное количество расширенных и полнокровных кровеносных сосудов артериального и венозного типа. Коллагеновые волокна иногда набухшие, местами с явлениями глыбчатого распада. При ленточной кортикотомии иногда обнаруживаются осумкованные костные секвестры. На границе между бывшим дефектом и костной тканью челюсти в таких случаях хорошо выражена новообразованная костная ткань, врастающая в фиброзную в виде тяжей остеобластов с последующим образованием костных балок.