О ГИГИЕНЕ ПОЛОСТИ РТА У ПОЛЬЗУЮЩИХСЯ СЪЕМНЫМИ ПРОТЕЗАМИ

О ГИГИЕНЕ ПОЛОСТИ РТА У ПОЛЬЗУЮЩИХСЯ СЪЕМНЫМИ ПРОТЕЗАМИ

Одним из побочных действий съемного протеза является нарушение естественного самоочищения поверхности слизистой оболочки протезного ложа, что вызывает качественное и количественное изменение микрофлоры полости рта. Этому также способствуют макроскопические и микроскопические поры, образующиеся при полимеризации первично и вторично, т. е. при вымывании мономера пластмассы. Плохая полировка протезов в местах прилегания к естественным зубам, в межзубных промежутках также приводит к скоплению пищи, разложению ее и загрязнению полости рта. Наибольшую опасность в этом отношении представляют протезы, перебазированные быстротвердеющими пластмассами. Будучи пористыми, они не только изменяют цвет, что делает их непривлекательными, но и имеют на своей поверхности множество пор, которые служат резервуаром для микрофлоры. Поэтому перебазировка и починка быстротвердеющими пластмассами всех сортов должна применяться как временная мера и только на период нового протезирования.
Не вызывает каких-либо сомнений утверждение, что плохой уход за протезами нарушает гигиену полости рта. Это было выявлено и в исследованиях руководимой нами клиники (Дуйшалиев К. Д., 1970). Спорным является другое: нужно ли удалять протез на ночь? Если этот вопрос решать безотносительно к какому-либо человеку, то следует определенно высказаться за необходимость удаления протеза вообще, за сокращение срока пребывания его на протезном ложе. Если же этот вопрос решать в приложении к конкретной личности, то ответить на него окажется не так-то легко. Прежде чем дать совет больному, следует иметь в виду ряд предвходящих обстоятельств (возраст, пол, семейное положение, полная или частичная потеря зубов), без учета которых нельзя дать однозначного совета, так как совет может быть в ущерб больному или последний его не выполнит.
В первую очередь следует иметь в виду возраст больного и степень нарушения эстетики при удалении протеза. Чем выраженнее нарушения внешнего вида, тем меньше желания у молодого и семейного человека вынимать его на ночь. Вряд ли врачебная рекомендация будет выслушана подобным больным с должным вниманием. Имеет значение и локализация изъяна в зубном ряду. При дистально расположенных, включенных концевых изъянах удаление протеза на ночь может вызывать неловкость лишь у молодых семейных больных, тогда как у лиц старшего возраста подобных затруднений психологического характера не возникает. Несколько сложнее дать рекомендацию, если протез замещает изъян переднего отдела зубного ряда.
При одиночно сохранившихся зубах, когда больной находится в затруднительном положении, можно рекомендовать специальные безнебные протезы, которыми можно пользоваться только ночью.
Отдельно следует обсудить этот вопрос, если на челюстях остается лишь 2—3 пары зубов, удерживающих межальвеолярную высоту. Здесь рекомендация удаления протезов на ночь нецелесообразна, так как при глотании слюны, которое имеет место и ночью, оставшиеся пары антагонистов будут принимать на себя всю силу сокращения мышц, поднимающих челюсть. Функциональная перегрузка приведет к развитию пародонтопатии или к отягощению ее, если она возникла раньше. Поэтому при малом числе антагонирующих пар рекомендации нужно давать, исходя из прогноза на будущее для оставшихся зубов и особенно на нижней челюсти, где фиксация полного съемного протеза всегда затруднительна. Какая бы рекомендация ни была дана больному, следует настойчиво внушать ему необходимость постоянного ухода за протезом и полостью рта. Тщательность ухода за протезом может компенсировать вред, который приносит последний, если больной пользуется им и в ночное время.
При опасности возникновения первичного травматического синдрома (пародонтопатия) от рекомендации удалять протезы на ночь следует воздержаться. Подобная опасность вероятна также и тогда, когда па оставшихся антагонистах повышали межальвеолярную высоту.
Не следует рекомендовать удаление на ночь дуговых шинирующих протезов Зубы, лишенные объядиняющего начала, т. е. шины, в ночное время испытывают перегрузку при глотании слюны. Следует воздержаться от рекомендации удалять протез на ночь при артропатиях, происхождение которых связано с понижением межальвеолярного расстояния. Лишь после исчезновения симптомов артропатии можно дать совет удалять протез на ночь, но при появлении первых, даже слабых симптомов артроза, от этого совета нужно сразу отказаться. Протезы не следует также вынимать на ночь при бруксизме и при признаках появления рвотного рефлекта.
Большую роль в гигиене полости рта играют характер материала базиса протеза и качество его отделки. Не сразу были найдены базисные материалы, отвечающие многочисленным требованиям ортопедов. Самыми ранними из них, применявшимися еще на заре развития ортопедии, являлись дерево и кость животных. Протезы, сделанные из них, были весьма несовершенны. Наблюдая, как трудно привыкают некоторые больные к современным съемным протезам, выполненным с большим техническим и клиническим мастерством, мы представляем себе всю глубину физических и моральных страданий, которые испытывали люди, пользуясь протезами из дерева или из слоновой кости. До нас не дошло сведений о характере травмы, причиняемой этими протезами тканям полости рта, но есть точные сведения, что содержать эти протезы в чистоте было невозможно и они издавали дурной запах. Интересен следующий исторический факт. Французский аптекарь Дюшато пожаловался своему другу — фабриканту фарфора, что его протез из кости дурно пахнет. Фабрикант посоветовал использовать для этих целей фарфор. Так возникла идея применения фарфора как базисного материала, но ей не суждено было получить практическое воплощение, поскольку фарфор при обжиге давал большую осадку. Не найдя применения при изготовлении базисов, фарфор оказался прекрасным материалом для искусственных зубов. В последующем производство их достигло большого совершенства. Попытка полностью заменить их зубами из другого материала, в частности из пластмассы, не увенчалась успехом.
В течение целого столетия в качестве базисного материала применялся каучук, но и ему были свойственны недостатки. К числу их относились поры, в которых застревали остатки пищи. Разлагаясь, они нарушали гигиену полости рта. В 40-х годах XX века каучук уступил место пластмассам акрилового ряда. При точном соблюдении технологии из этого материала удается сделать базисы с гладкой поверхностью и легко поддающиеся очистке. Гигиена полости рта при пользовании пластмассовыми протезами может содержаться на более высоком уровне.
В то же время на смену одним недостаткам пришли другие. Пластмассы оказались хрупкими, вследствие чего участились поломки протезов. Участились и аллергические реакции по типу контактных стоматитов ("акриловые стоматиты) как результат токсического воздействия мономера. Большие надежды появились в связи с предложением рецептур быстротвердеющих (стиракрил, протакрил, редонт и др.) и эластических (ортосил, эластопласт и др.) пластмасс.
Из быстротвердеющих пластмасс стали готовить шины для лечения переломов челюстей, заболеваний пародонта. Весьма заманчивым казалось применение этих пластмасс для перебазировок и починок протезов. Причиной тому были простота технологии, малые затраты времени, несложность оборудования. Однако скоро стало ясно, что быстротвердеющие пластмассы для этих целей могут применяться лишь в очень узких пределах. Поверхность базиса из быстротвердеющих пластмасс пористая и плохо полируется. Содержать протезы чистыми невозможно. Со временем пластмасса изменяется в цвете, становится грязной, не привлекательной. Поэтому применение быстротвердеющих пластмасс для перебазировок и починок следует ограничить рядом условий. Перебазировка, устранение различных дефектов, починки допустимы лишь в тех протезах, которыми больные будут пользоваться временно. Оправданы перебазировки и починки старых протезов в особых условиях (экспедиции, военные операции и др.). При всех других обстоятельствах следует пользоваться лабораторной перебазировкой.