Рис. 4.1. Декоративная керамика. Фотограф Мария Калоуди (Мала Kaloudij, Греция. 2006.
В этот момент, возможно, пришло озарение - что должно произойти, когда огонь «приготовит» глину. Прошло время, прежде чем человек начал моделировать глину в форме полок (возможно, чтобы хранить еду) и «готовить» ее в огне; так началась история керамики. Археологи выяснили, что первый керамический фрагмент датируется каменным веком, открыто демонстрирующим способность человеческого интеллекта изменить природу вещей. Можно сказать, что человек начал «писать» свою собственную историю в глине.
Исчисляя прогресс столетиями, история керамики описывает историю самого человека. Ремесленные и эмпирические процессы моделирования, сушки и обжига, в результате которых простой кусок глины превращался в керамику, были очень трудными и сложными, пока они не были обогащены достижениями научного прогресса. Поиск решений для устранения недостатков керамических продуктов, в основном пористости и прочности, зависящих от времени обжига, которому они подвергаются, как показывает опыт, был возможен только благодаря настойчивости гончаров в неустанном поиске новых необработанных материалов, отбираемых с возрастающей разборчивостью, и новых сильных источников энергии.
Рис. 4.2. Глина и гончар. Фотограф Мария Флик (Marja Flick). Алсмир, Голландия 2006
В настоящее время керамика, название которой происходит от греческого слова keramike- гончарное искусство (keratos по-гречески - глина), описывается как неметаллический неорганический материал, получаемый из натурального сырья, состоит в основном из глины, кремния, каолина, кварца, филлита, талька, кальцита, доломита, магнезита, хромита, боксита, графита и циркони-та. Такой состав разных видов керамик представлен по-разному, в зависимости от количества каждого составляющего и соединения с другими неорганическими химическими элементами, в основном синтетическими оксидами металлов в разных формах (кальцинированного, гальванического типа или слоистого).
Таким образом, можно найти огромное разнообразие керамики, от простой глиняной вазы до плитки, посуды и фарфора и, конечно, стоматологической керамики (рис. 4.1).
Огромный промежуток времени отделяет момент, когда человек случай-но получил первую керамику, просто обожженную глину, до появления тонкой техники создания китайского фарфора, рассеянного по всему миру сквозь историю; но тесная связь глины и гончара остается той же необъяснимой с научной точки зрения страстью, правдой и душой художественной деятельности (рис. 4.2).
С давних времен человек искал способ замещения утраченных зубов и окружающих тканей. История рассказывает об испытаниях и провалах в течение многих лет. По прошествии времени благодаря открытиям, которые были проведены исследователями, появились восстановительные материалы с интересными свойствами, такими как биосовместимость, долговечность и внешний вид, важными для достижения цели. В настоящее время стоматологическая керамика благодаря своим качествам стала одним из основных материалов в науке и искусстве реконструкции зубов. Впервые отнесенная к стоматологическим материалам в 1 774 г. химиком Алексом Дюшато (Alex Duchateou) и стоматологом Николя Дюбуа де Шеманом (Nicolas Dubois de Chemant) во Франции, керамика была успешно использована для изготовления полных зубных протезов. Вначале самому Дюшато был сделан зубной протез из слоновой кости. Неудовлетворенный несоответствием цвета зубов, неприятным запахом и вкусом, он начал искать подходящий материал, который будет адекватно повторять овальные полости и, по меньшей мере, иметь удовлетворительные эстетические характеристики. Среди огромного количества исследованных материалов именно керамику он рассматривал как наиболее перспективную для замещения грязных и плохо пахнущих зубов из слоновой кости. Веком позже, в 1888 г., Чарльз Генри Лэнд (Charles Henry Land), стоматолог из Детройта, после некоторых экспериментов на керамических материалах описал и запатентовал изготовление керамической коронки на платиновой фольге. Хотя он получил успешный результат, применение этой работы было ограничено, потому что техника обжига керамики была еще недостаточно распространена и понятна, а для фиксации коронки на отпрепарированном зубе существовал только цемент, ведь до начала использования адгезивных систем было еще далеко. С изобретением в 1984 г. электропечей и в 1898 г. фарфора, обжигаемого при невысокой температуре, Лэнд получил возможность создать полную керамическую коронку на платиновом колпачке. Однако только в 1903 г., после совершенствования керамики для высоких температур, Чарльз Лэнд смог представить миру коронку с керамическим покрытием, окончательно открыв дверь для керамики в восстановительную стоматологию. В настоящий момент технологическое развитие изготовления керамики связано с улучшением электропечей; стоматологическая керамика имеет великолепные физические и механические характеристики, с лучшими качествами из всего огромного числа стоматологических материалов для реставрационных работ, разработанных в поисках полноценной и похожей копии структур зуба (рис. 4.3, 4.4).
В умелых руках керамика может стать реставрацией, похожей на естественный зуб по форме, текстуре, цвету и прозрачности, так что ее невозможно будет отличить от настоящего зуба.
Бернар Туати (Bernard Touati)
Рис. 4.3. Подготовка металлической культе-вой вкладки зуба 1 2
Рис. 4.4. Система Procera (Nobel Biocare) Обратите внимание на схожесть керамических структур со структурами зуба. [Зубной техник Маркос Целестрино (Marcos Celestrinoj, Сан Паулу, Бразилия.)