Восстановление отсутствующих тканей — это целый технологический процесс, множественные этапы которого необходимо выполнять последовательно, поднимаясь по ступеням мастерства от "простого к сложному", постоянно работая и критически анализируя результаты своих изделий. 1. Тренировка, развитие наблюдательности и зрительной памяти являются важными этапами становления творческого потенциала. Начинающие реставраторы должны развивать в себе чувство формы, наблюдая предмет с разных точек, развивать зрительную память, чтобы воспроизвести отсутствующие ткани в их действительном виде и назначении, со всеми свойственными им характеристиками: объемами, контурами, фактурами, цветами (рис. 2-4). На зрительную память мы опираемся постоянно, выполняя работу как непосредственно в полости рта, так и на модели, потому что невозможно одновременно смотреть и на оригинал и на восполняемый дефект. При этом необходимо максимально учитывать характеристики исходного изображения. Для тренировки зрительной памяти и наблюдательности можно также воспользоваться воспроизведением изучаемых предметов на бумаге в виде рисунков, графических объектов. Несмотря на плоскостное изображение (двухмерность пространства) у начинающих исполнителей постепенно формируется видение пропорций, соразмерность частей, детализация предметов по поверхности и т.д. (рис. 5-12)
В более тонких конструкциях применяется воск. Моделирование данным материалом позволяет достичь более четкой дифференциации поверхности, воспроизведения мелких деталей. Однако для его использования необходимы специальные навыки (рис. 16-19). 2. Приобретение и совершенствование мануальных навыков в работе с различными подручными материалами. В реставрации стоматологи обычно используют широкий спектр композитов. Каждый материал обладает своими особыми качественными характеристиками. В зависимости от поставленной цели, возможностей как пациента, так и реставратора, условий работы и других особенностей производства осуществляется подбор пломбировочного материала (рис. 13).
Однако, на начальных этапах совершенствования мануальных навыков в области моделирования (вне полости рта) мы рекомендуем воспользоваться наиболее распространенным материалом — пластилином. Он достаточно мягок и пластичен, позволяет выполнять работу в любом размере, удобен для моделирования в домашних условиях. Воспроизведение формы можно осуществлять непосредственно руками, а также через инструменты, воссоздавая микрорельеф поверхности (рис. 14, 15).
Художественная глина, гипс (рис. 21), мыло, дерево (рис. 20, 22), сплавы металлов (рис. 23) также могут являться материалами для моделирования с целью познания формы, объема создаваемых объектов (рис. 20-23). Для реставрации зубов необходимо иметь также набор инструментов.
Работа через инструменты приводит к развитию аподактильной чувствительности. У исполнителя формируется ощущение степени давления на материал, улавливается консистенция, податливость, пластичность, гибкость используемого материала. Это чувство развивается постепенно.
Наступает момент , когда ваша рука автоматически начинает воссоздавать тонкие линии, рельеф и направленность которых дополняют общую композицию и придают уникальность созданной вами модели. При работе в полости рта чаще всего применяются наборы гладилок и штопферов различной формы с тефлоновым или циркониевым покрытием. Определенные поверхности используемых инструментов формируют соответствующие углы, грани, придавая индивидуальность создаваемой конструкции. Эти инструменты можно приобрести в специальных стоматологических магазинах, но некоторые профессионалы предпочитают их делать самостоятельно по своему желанию и потребностям (рис. 24-26).
3. Проведение анализа общей конструкции модели, определение основных пропорций целого и частей. При выполнении моделирования исполнитель должен обладать хорошо развитым пространственным воображением. Вначале необходимо ознакомиться с целью реставрации, ее объемом и назначением. Затем мысленно представить и, если это необходимо, рассчитать пространственную форму каждой реставрируемой детали, ее размеры и пропорциональные соотношения отдельных элементов. Трудности возникают при несоблюдении пропорций. Чувство пропорций позволяет сопоставлять размеры всех частей моделируемого предмета по отношению друг к другу и к целому. Масштаб задается заранее. При реставрации мысленно производится нанесение осей, определяется соотношение размеров между крайними точками модели по разным направлениям. Затем восстанавливается ее габаритное очертание, после чего намечаются размеры каждой ее отдельной части (рис. 27). 4. Уяснение характера поверхности модели, определение микрорельефа, подчеркивание и воспроизведение индивидуальных особенностей форм объекта. Благодаря моделированию микрорельефа постепенно воссоздается внешняя форма и объем восстанавливаемого объекта. При этом также необходимо правильно взаиморасположить его отдельные части, учитывая индивидуальные особенности создаваемых структур.
Ценность работы измеряется точностью наблюдения, умением увидеть суть изображаемого. На данном этапе разрешается "проблема заполнения плоскости". Прежде всего следует найти место для главного звена или предмета. Главный объект должен остаться доминантой, а части гармонично соотноситься между собой. Тонкие элементы столь же значимы и способны заполнить пространство и удержать форму. Необходимо научиться охватывать сразу несколько предметов и располагать их в определенном положении по отношению друг к другу (рис. 28).
Зрительную память и наблюдательность желательно развивать, изучая анатомию естественных зубов, рассматривая каждую поверхность в отдельности.
Анализируя вестибулярную поверхность интактных правого (рис. 31) и левого (рис. 32) клыков верхней челюсти, воспользуемся приемами одонтоскопии необходимыми как первый этап в моделировании.
Под термином одонтоскопия понимают рассмотрение и описание особенностей строения зуба. Для успешного профессионального общения между стоматологами и зубными техниками необходимо условиться о терминологии. В связи с этим на примере поверхностей верхнего клыка мы решили детализировать зоны, каждая из которых имеет свое название, форму и функцию. Основные морфологические элементы правого верхнего клыка выделены и отмечены путем тонирования и нумерации зон (рис. 33).
Так, на вестибулярной поверхности различают: 1 - продольный валик; 2 - медиальный валик; 3 — дистальный валик; 4 — рвущий бугор; 5 — дополнительный бугорок; 6 — медиальное углубление; 7 — дистальное углубление; 8 — медиальный угол; 9 — дистальный угол; 10 — анатомическая шейка. Вдоль вестибулярной поверхности располагается ведущий продольный валик (1), делящий коронку на две неравные части. Данный валик создает основную выпуклость коронки (более выраженную в придесне вой трети), определяя тем самым направление оси зуба. Помимо продольного валика определяются два краевых: медиальный (2) — более выпуклый и дистальный (3), изогнутый S-образно (выпуклый в средней трети и вогнутый в пришеечной трети коронки). Перечисленные выше валики сливаются между собой в пришеечной трети, образуя экватор зуба, а в средней и резцовой трети отделены друг от друга углублениями (дистальное — (7), медиальное — (6)). Углубления имеют треугольные формы, с вытянутыми вдоль средней трети вершинами и основаниями, обращенными к режущему краю. Дистальное углубление объемнее медиального, где располагается незначительный валик, переходящий в дополнительный бугорок режущего края. Вестибулярная поверхность клыка напоминает форму ромба, однако грани в этой геометрической фигуре неравнозначны (рис. 34).
Если обозначить стороны ромба соответственно буквами, то: Км — контактный медиальный край; Kd — контактный дистальный край; Рм — режущий медиальный край; Pd — режущий дистальный край; Угол В — образован контактными медиальным и дистальным краями; Угол С — контактным дистальным и режущим дистальным краями; Угол Д — режущими дистальным и медиальным краями; Угол А — режущим и контактным медиальным краями. Вершина (угол В), обращенная к десне закруглена.
Противоположная ей вершина образована двумя отрезками режущего края: коротким и пологим (Рм) — медиальным и более длинным и крутым (Pd) — дистальным, которые, соединяясь, образуют рвущий бугор (уголД). Угол С тупой и более округлен, чем угол А, приближающийся к прямому. Относительно режущего края данные углы находятся на разных уровнях: угол С выше, чем угол А Рассмотрев соотношение размерных характеристик вестибулярной поверхности клыка, определяем ряд присущих ему морфологических особенностей и закономерностей. 1) Режущую треть вестибулярной поверхности клыка составляет рвущий бугор, который занимает l/З коронки. 2) Медиальный режущий край (Рм) короче, чем дистальный (Pd). 3) Контактный медиальный край (Км) длинее, чем дистальный (Kd). 4) Медиальная часть (АВД) меньше латеральной (ВСД). 5) Продольная ось продольного валика вестибулярной поверхности клыка отклонена от центральной линии.
Анализируя небные поверхности правого (рис. 35) и левого (рис. 36) интактных клыков верхней челюсти, отмечаем их многогранность. ) и дистальной (рис. 40, 41)
На рис. 37 отображаются основные морфологические структуры, характерные для небной поверхности верхнего правого клыка. Ведущие валики на вестибулярной поверхности сочетаются с соответствующими валиками небной поверхности. Определяется продольный валик (1), тянущийся от рвущего бугра, а также медиальный (2) и дистальный (3) краевые валики, идущие к небному бугорку (11). Вышеупомянутые валики разделены между собой углублениями, причем дистальное (7) выражено сильнее медиального (6). В области дистального углубления располагается незначительный валик (12), образующий на режущем крае дополнительный бугорок (5). Характерной особенностью небной поверхности является наличие небного бугорка, имеющего самостоятельную вершину. При осмотре коронки со стороны медиальной (рис. 38, 39 )
Рис. 41 Рис. 38-41 А — вестибулярная сторона; В — небная сторона; 1 — рвущий бугор; 2 — медиальный бугорок; 3 — дистальный бугорок; 4 — дополнительный дистальный бугорок; 5 — небный бугорок; 6 — анатомическая шейка. контактных поверхностей левого клыка верхней челюсти просматриваются определенные морфологические структуры: А — вестибулярная сторона; В — небная сторона; 1 — рвущий бугор; 2 — медиальный бугорок; 3 — дистальный бугорок; 4 — дополнительный дистальный бугорок; 5 — небный бугорок; 6 — анатомическая шейка. Контактные поверхности выпуклые и напоминают форму треугольника с широким основанием, обращенным к десневому краю и вершиной, направленной к режущей поверхности. После детального изучения морфологических поверхностей клыка верхней челюсти приступаем к его моделированию. Известно, что каждый предмет характеризуется тремя измерениями: высотой, длиной, шириной. Исследования Ломиашвили Л.М. (1993 г.) показали, что у лиц, относящихся к высокому уровню резистентности (по методике Недосеко В.Б., 1987 г.), средняя высота коронки верхнего клыка (Нcor) составляет 9,44 мм, средняя длина коронки — мезиодистальный размер (MD cor) — 8,31 мм, средняя ширина коронки — вестибулолингвальный размер (VL cor) — 8,64 мм. Если условно наименьший показатель принять за 1,00, то данные величины относятся друг к другу определенным образом:
На начальных этапах моделирования из подручного материала (пластилин) создается заготовка (культя зуба) определенного объема, где исполняется выбранный заранее масштаб.
При этом под объемом понимается трехмерная величина, ограниченная определенными поверхностями. На рис. 42 изображено формирование одной из поверхностей с учетом высоты коронки клыка (Н cor). Измерения с помощью одонтометра проводят по вертикали от предполагаемой анатомической шейки до рвущего бугра по вестибулярной поверхности.
На рис. 43 указано положение одонтометра при определении длины коронки зуба (Md cor). Крайние точки медиального и дистального краев коронки находятся в средней ее трети. Ограничение размера культи верхнего клыка в вестибулолингвальном направлении происходит за счет формирования ширины коронки зуба определенного размера (рис. 44).
Одонтометр при этом располагается в цервикальной трети коронки, охватывая наиболее выступающие точки вестибулярной и небной поверхностей. Работая с подручным материалом, рекомендуем воспользоваться пропорциональным соотношением величин: Н cor: Md cor: VI cor, как 1,14 : 1,00 : 1,04 Таким образом, высота коронки верхних клыков превалирует над его длиной и шириной, при этом ширина коронки лишь незначительно превышает его длину. Имеющийся расчет соотношений частей в определенных пропорциях помогает исполнителю сделать заготовку коронки клыка верхней челюсти достаточных размеров для последующей работы с ней. С учетом анатомических особенностей верхнего клыка постепенно моделируется его форма, воссоздаются внешние очертания, наружные контуры.
Моделирование вестибулярной поверхности левого клыка верхней челюсти (рис. 45) начинается с главного продольного валика (1), который создает основную выпуклость зуба, разделяя поверхность на две неравные части: меньшую — медиальная грань и большую — дистальная грань. На режущем крае продольный валик образует рвущий бугор (4), вершина которого смещена к контактной медиальной поверхности, таким образом, медиальный отрезок режущего края короче дистального. Далее формируется медиальный, более длинный и выпуклый (2) и дистальный, более короткий S-образно изогнутый (3) краевые валики, которые при слиянии с режущим краем образуют медиальный (5) и дистальный (6) углы соответственно. В пришеечной области три основных валика, плавно переходя друг в друга, образуют экватор зуба (7) (рис. 46).
Из образовавшихся медиального (8) и дистального (9) углублений последнее более выражено и имеет на своей поверхности незначительный валик (10) (рис. 47).
Каждому из вышеуказанных валиков на режущем крае соответствуют бугорки, а углублениям — вырезки (рис. 48).
На небной поверхности бугорки режущего края переходят в соответствующие валики: (1) — продольный, (2) — медиальный, (3) — дистальный, а вырезки — в соответствующие углубления: (8) — медиальное, (9) — дистальное. В пришеечной трети моделируем небный бугорок Рис. 45-48 1 — продольный валик; 2 — медиальный валик; 3 — дистальный валик; 4 — рвущий бугор продольного валика; 5 — бугор медиального валика; 6 — бугор дистального валика; 7 — экватор; 8 — медиальное углубление; 9 — дистальное углубление; 10 — бугорок дополнительного дистального валика; 11 — вырезка медиального углубления; 12, 13 — вырезки дистального углубления; 14 — небный бугорок (14), к которому тянутся три основных валика. Рис. 49, 50 отображают внешний вид отмоделированного из пластилина левого клыка верхней челюсти со стороны режущего края.
Заключительные варианты моделирования часто встречающихся форм вестибулярной и небной поверхностей клыка верхней челюсти представлены на рис. 51, 52.
Коричневые линии указывают продольную направленность основных морфологических гребней (медиальный, основной, дополнительный, дистальный: слева -> направо). Красные линии выражают ход основных углублений (медиального, дистальных: слева -> направо). Создавая определенную направленность отдельных морфологических элементов, меняя их форму, локализацию на поверхности, глубину изгибов, выраженность граней, реставратору удается заполнить, смоделировать поверхность, учитывая индивидуальные особенности пациента. На примере моделирования клыка верхней челюсти мы попытались раскрыть основные закономерности создания его объема. Индивидуальность же форм воссоздается благодаря более глубоким, дифференцированным знаниям. После оформления основных функциональных элементов зуба приступаем к воссозданию микрорельефа поверхностей. Поверхности клыка достаточно многогранны, что определяется наличием отдельных морфологических структур, каждая из которых имеет свои валики, гребни, скаты, оси, вершины. Каждый из валиков имеет по два ската (медиальный идистальный). Поверхности скатов разнообразны, встречаются плоские, выпуклые, вогнутые формы. Сливаясь друг с другом, скаты образуют гребень. Ход гребня варьирует как в горизонтальной, сагиттальной, так и вертикальной плоскостях. При изогнутости по вертикальной плоскости встречаются прямые, дугообразные, S-образные, аркоподобные и другие формы. В вертикальной и сагиттальной плоскостях гребни могут образовывать как вершины, так и углубления различной степени протяженности. Так, одним из основных морфологических элементов на вестибулярной поверхности является продольный валик (рис. 53). При его оформлении в гребень (1) валику придается определенная геометрическая направленность. Составляющие гребень скаты (медиальный (2) и дистальный (3)) плавно переходят друг в друга. Направление гребня меняется на всем протяжении коронки клыка. Следует отметить незначительный медиальный изгиб гребня в средней трети коронки. Возможно, что видимость изгиба создается в результате перехода более выпуклого медиального ската в несколько вогнутый дистальный. Определяется существенная разница в поперечном сечении продольного валика на разных морфологических уровнях коронки. Более узкая часть находится в области режущего края, наиболее широкая в средней трети коронки.
Апроксимальные контуры клыка задаются медиальным (рис. 54) и дистальным (рис. 55) краевыми валиками.
Рис. 54
Рис. 53— 55. 1 — гребень продольного валика; 2 — медиальный скат продольного валика; 3 — дистальный скат продольного валика; 4 — гребень краевого медиального валика; 5 — медиальный скат краевого медиального валика; 6 — дистальный скат краевого медиального валика; 7 — гребень краевого дистального валика; 8 — медиальный скат краевого дистального валика; 9 — дистальный скат краевого дистального валика Основные морфологические структуры (валики и углубления) в пришеечной трети, сочетаясь между собой, формируют достаточно выраженный экватор и шейку коронки зуба (рис. 55). Многогранность небной поверхности также подтверждается присутствием основных морфологических структур (рис. 58-60). Изменяя конфигурацию их внешних скатов, а также направленность гребней, моделируется определенная форма коронки зуба. При конической форме клыка создаются конвергирующие краевые гребни. При овальной форме — аркоподобные, при прямоугольной выдерживается относительная параллельность гребней. Углубления вестибулярной поверхности имеют свою форму, протяженность, глубину. По вертикальной плоскости медиальное углубление моделируется в виде вытянутого треугольника, основание которого располагается на режущем крае, вершина в средней трети коронки (рис. 56).
Дистальное углубление более объемное, также имеет треугольную форму, протяженность его по режущему краю значительна, вершина же проецируется на границе верхней и средней третей коронки. В нем располагается дополнительный дистальный валик, имеющий два ската (медиальный и дистальный), при слиянии которых образуется гребень незначительной протяженности, начинающийся у режущего края, заканчивающийся у вершины дистального углубления (рис. 57).
Рис. 58—60. 1 — гребень продольного валика; 2 — медиальный скат продольного валика; 3 — дистальный скат продольного валика; 4 — гребень краевого медиального валика; 5 — медиальный скат краевого медиального валика; 6 — дистальный скат краевого медиального валика; 7 — гребень краевого дистального валика; 8 — медиальный скат краевого дистального валика; 9 — дистальный скат краевого дистального валика 10 — впадина медиального углубления; 11 — медиальный 12 — дистальный склон ме- медиальный скат дополнительного дистального валика; 13 — впадина дистального углубле- дистальный скат дополнительного дистального валика ния; 14 — медиальный склон дистального углубления; 15 — дистальный склон дистального углубления 16 — гребень дополнительного дистального валика; 17 — склон медиального углубления; 18 — диального углубления;
Однако, имеющийся продольный валик (1) (в отличие от вестибулярной поверхности) располагается не по всей длине коронки, а лишь до ее цервикальной трети. Ширина его меняется по протяженности: наиболее узкая часть определяется на границе средней и пришеечной трети. Хорошо прослеживаются краевые валики (медиальный — 4, дистальный — 7). Из образующихся на поверхности двух основных углублений дистальное (10) более глубокое. В нем, ближе к режущему краю, имеется дополнительный дистальный валик (16) (рис. 61, 62).
10 — впадина дистального углубления; 11 — медиальный склон дистального углубления; 12 — дистальный склон дистального углубления; 13 — впадина медиального углубления; 14 — медиальный склон медиального углубления; 15 — дистальный склон медиального углубления 16 — гребень дополнительного дистального валика; 17 — медиальный скат дополнительного дистального валика; 18 — дистальный скат дополнительного дистального валика
Отличительной особенностью небной поверхности является присутствие небного бугорка. Достаточно часто его можно рассматривать как самостоятельную структуру, имеющую свою вершину (21), свои скаты (22-25), протяженность (рис. 63).
Режущий край объединяет в себе все четыре поверхности (вестибулярную, небную, контактную медиальную, контактную дистальную). Рвущий бугор (1) образован четырьмя скатами продольных валиков небной (3, 4) и вестибулярной (2, 5) поверхностей. При этом вершина рвущего бугра может иметь достаточно разнообразную форму (остроконечную, округлую и др.), в зависимости от угла соприкосновения поверхностей скатов и гребней между собой. Рис.61 1 — вершина рвущего бугра; 2 — медиальный скат продольного валика вестибулярной поверхности; 3 — медиальный скат основного продольного валика небной поверхности; 4 — дистальный скат основного продольного валика небной поверхности; 5 — дистальный скат основного продольного валика вестибулярной поверхности; 6 — вершина медиального угла; 7 — медиальный скат краевого медиального валика вестибулярной поверхности; 8 — медиальный скат краевого медиального валика небной поверхности; 9 — дистальный скат краевого медиального валика небной поверхности ; 10 — дистальный скат краевого медиального валика вестибулярной поверхности; 11 — вершина дополнительного дистального бугра; 12 — медиальный скат дополнительного дистального валика вестибулярной поверхности; 13 — медиальный скат дополнительного дистального валика небной поверхности; 14 — дистальный скат дополнительного дистального валика небной поверхности; 15 — дистальный скат дополнительного дистального валика вестибулярной поверхности; 16 — вершина дистального угла; 17 — медиальный скат краевого дистального валика вестибулярной поверхности; 18 — медиальный скат краевого дистального валика небной поверхности; 19 — дистальный скат краевого дистального валика небной поверхности; 20 — дистальный скат краевого дистального валика вестибулярной поверхности; 21 — вершина небного бугорка; 22 — средний медиальный скат небного бугорка; 23 — пришеечный медиальный скат небного бугорка; 24 — пришеечный дистальный скат небного бугорка; 25 — средний дистальный скат небного бугорка Вершины краевых валиков также образуются за счет слияния четырех скатов (медиальных и дистальных) вестибулярной и небной поверхностей. Вершина медиального угла (6) более четко оформлена, вершина дистального угла (16) округлена. Контур коронки клыка со стороны режущего края имеет достаточно сложное строение. Каждая вершина имеет свой угол, направленность, распространенность, объем, размерность. Расположение вершин (1,6, 11, 16, 21) в разных плоскостях и на разных уровнях придает поверхностям клыка многогранность, подчеркивая при этом индивидуальность его форм. Учитывая различные варианты моделирования, мы попытались показать, как можно изменять внешние очертания, форму поверхности коронки зуба, не меняя ее объема и контура. На рис. 64 выделен отдельно основной продольный валик вестибулярной поверхности, коричневой линией указано осевое продольное направление гребня.
Направление гребня меняется на всем протяжении клыка. Обратите внимание, как меняется внешний вид поверхности при изменении хода гребня в цервикальной трети коронки (рис. 65).
Перемещение гребня медиальнее ведет за собой и перемещение скатов продольного валика, в связи с этим изменяется внешняя конфигурация поверхности. Незначительное изменение лишь одного морфологического элемента (варьирование направленностью основного продольного гребня в верхней его трети) приводит к образованию новой формы. На рис. 66 произведено моделирование медиального, дополнительного и дистального валиков таким образом, что их гребни изогнуты дугообразно с медиальным изгибом, направленность же основного продольного гребня не меняется. Кроме этих изменений отмечается иная локализация данных морфологических элементов по поверхности коронки. Так, краевые валики смещены к центру, располагаясь достаточно близко к основному продольному валику, а дополнительный дистальный валик резко наклонен медиально в режущей трети. Этот факт достаточно важен: от того, как располагаются отдельные структурные единицы на поверхности и как они сочетаются между собой зависит конечный результат при создании формы предмета.
На рис. 67 краевые продольные валики как бы конвергируют, отмечается также дугообразный изгиб дополнительного дистального валика. Смоделированная таким образом аркоподобная форма вестибулярной поверхности клыка отличается от форм, изображенных на рис. 65, 66, 68. Объем при этом кажется прежним (ограниченным одним и тем же белым контуром).
Своеобразное моделирование представлено на рис. 68, 69. Отмечается почти параллельность гребней основных морфологических валиков, а также основных углублений.
Обращает на себя внимание поверхность скатов. В данном случае они соприкасаются между собой под более острым углом, образуя четко выраженный гребень. Рассмотрен еще один прием изменения формы за счет варьирования поверхностями скатов. Здесь же меняется и направленность углублений, степень их выраженности. В результате вестибулярная поверхность клыка в данном варианте визуально приобретает более вытянутую форму, грани его более грациозны, создается ощущение удлиненной поверхности, хотя объем задан один и тот же во всех вариантах моделирования. Таким образом, наглядно показано, как меняются внешние очертания, конфигурация, форма, микрорельеф вестибулярной поверхности верхнего клыка при наличии и применении знаний и умений в области более тонкого моделирования. Показана возможность оперирования формой при одном и том же объеме. В стоматологической практике нередко встречаются ситуации, когда клинически определяется недостаточно места для восстановления отсутствующих тканей, объем свободного пространтва при этом ограничен рядом стоящими зубами (феномен ПоповаТодона). Применяя приемы моделирования путем варьирования форм поверхностей, можно достичь удовлетворительных результатов и реставрировать коронку зуба достаточно полноценно, учитывая индивидуальные особенности пациентов. И наоборот, когда достаточно свободного пространства, а замещаемый дефект смотрится расплывчато, можно избежать получившегося визуального эффекта, воспользовавшись приемами тонкого моделирования микроповерхности, создать более четкие грани с выраженными гребнями, подчеркнув направленность основных морфологических структур. Современный подход к моделированию разнообразен. К стоматологам предъявляется особенно высокое требование в воспроизведении зубов в их действительном виде и назначении, со всеми свойственными им характеристиками: объемами, формами, контурами, цветами. Реставрация требует от стоматолога не только безусловного блеска его технического мастерства, но и своеобразной творческой вдохновленности, чувства композиции, цвета, особо развитого художественного воображения. Стремление достичь гармонии при исполнении восстановительных работ вдохновляет многих профессионалов. Гармония — (греч.) — эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Одушевленную гармонию, наполненную человеческим смыслом и чувством, называют красотой. Процесс познания безграничен. Нам было интересно проследить этапы творческого развития студентов в процессе моделирования зубов. Группе студентов 2 курса стоматологического факультета Омской государственной медицинской академии было предложено вылепить из пластилина верхний клык. На начальном этапе моделирования уровень их подготовки ограничивался общими представлениями об анатомии зуба, а также индивидуальными знаниями и наблюдениями за формой клыка. В ходе моделирования проведено анкетирование, сделана серия фотографий, зафиксировано время моделирования. Результаты наблюдения выявили уровень познания и степень изначальной мануальной подготовки студентов (рис. 70).
К сожалению, созданные модели были нелепыми и оставляли желать лучшего. Мы понимали, что эта ситуация объяснима, что необходимо "знания вкладывать в наши руки".
Для достижения поставленной цели было создано электронно-методическое пособие по теме "Художественное моделирование зубов", что давало возможность изучать основные этапы восстановления твердых тканей коронок зубов. Студентам объяснялся алгоритм одонтоскопии, позволяющий оценивать качественные признаки зубов, показывались методы одонтометрии с указанием размеров зубов на примере коронки клыка верхней челюсти. Учащиеся имели возможность ознакомиться с цветными фотографиями, рисунками, схемами, поясняющими этапы моделирования коронок зубов человека. Следующий этап заключался в изучении теми же студентами морфологии интактных клыков, подробном рассмотрении основных элементов коронки зуба, детально определялись микрорельеф поверхностей, пропорциональные соотношения габаритных размеров зуба. Далее каждому студенту был выдан интактный клык, при этом предлагалось на основании имеющихся знаний в области моделирования грамотно описать его форму, увидеть, за счет чего образуется индивидуальность поверхностей, и создать подобную форму из подручного материала (пластилин). Результаты работы фиксировались аналогично первому этапу (рис. 71, 72). Нами отмечено, что при внедрении в процесс обучения определенных методик конечный результат моделирования коронок зубов оказался удовлетворительным.
Третий этап развития творческого потенциала заключался в следующем: необходимо было на основании уже более глубоких знаний анатомии зуба, зрительных наблюдений разнообразных
форм клыка, собственных представлений об анатомии зубочелюстнои системы смоделировать из пластилина клык верхней челюсти (образец отсутствовал). Интересно отметить, что в процессе исполнения ІІІ этапа моделирования учащийся находится в более экстремальном состоянии в связи с тем, что копируемый объект отсутствует (рис. 73).
Таким образом, на данном этапе творческого развития исполнитель вынужден активизировать свои внутренние резервы, воспроизвести последовательно все основные этапы восстановления предполагаемой конструкции. Известно, что в клинике терапевтической стоматологии при исполнении реставрационных работ врачу постоянно приходится восстанавливать форму и функцию зубов при значительной степени разрушенности твердых тканей, часто при этом нет одноименного зуба с противоположной стороны и ориентиры на "себе подобное" отсутствуют. Поэтому мы считаем, что чем быстрее произойдет адаптация студентов к процессу моделирования в условиях современных технологий, тем будет выше качество, достойнее конечный результат восстановленных тканей. Многоэтапность наблюдений позволила изучить и проанализировать, как у одних и тех же людей происходит накопление знаний, повышается уровень мануальных навыков, развиваются зрительная память и наблюдательность. Для лучшего усвоения моделирования поверхностей зубов нами создана серия анимационных компьютерных фильмов, видеофильмов, этапы и результаты восстановления зубов постоянно фиксируются цветными фотографиями. Фотоснимок реально отражает состояние твердых тканей при исполнении реставрационных работ, качество моделирования восполняемого дефекта, эстетичный вид созданной композиции. Постоянный критический анализ реставрационных работ, динамическое наблюдение за клинико-морфологическим состоянием полости рта наших пациентов позволяет реально оценить профессиональный уровень оказания квалифицированной врачебной помощи, стимулирует совершенствование мануальных навыков. Таким образом, анализ результатов наших исследований подтверждает необходимость преподавания углубленных знаний анатомии зубов, внедрения методик развития зрительной памяти, наблюдательности, совершенствования творческих подходов в художественной стоматологии. В заключение данной главы предлагаем читателям ответить на вопросы теста и проверить свой творческий потенциал (см. прил. 1). Желаем Вам успехов, дальнейшего развития и совершенствования! |
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТОМАТОЛОГИИ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТОМАТОЛОГИИ Бурное развитие современных реставрационных технологий на стоматологическом рынке, широкое внедрение превосходных пломбировочных масс в лечебный процесс требуют от докторов готовности работать по всем правилам искусства "lege artis". Воспроизведение естественных форм — это скорее искусство, чем наука. Чтобы удачно создать какую-либо композицию, исполнителю необходимы творческое вдохновение, внутреннее желание и стремление достичь результатов высочайшего качества. Однако одних эмоций недостаточно. Необходимы знания, умение воспользоваться научными подходами процесса моделирования, что значительно облегчает работу реставратора. Система гармоничного развития личности в художественном творчестве схематично изображена на рис. 1.
Исходный уровень знаний — это наш стартовый потенциал, багаж, который пополняется постоянно в процессе профессионального роста. Каждая личность имеет свой определенный интеллектуальный уровень, индивидуальную степень развития мануальных навыков, качество и скорость усвоения информации и т.д. Так как процесс познания безграничен, то каждый из нас имеет возможность постоянно развивать, совершенствовать свои внутренние резервные способности организма и получать удовольствие от результатов своего труда. |