Изменение слизистой оболочки протезного ложа у пользовавшихся съемными пластинчатыми протезами в течение 19—26 лет

Изменение слизистой оболочки протезного ложа у пользовавшихся съемными пластинчатыми протезами в течение 19—26 лет

В данной группе исследовались слизистые оболочки от 9 больных в возрасте от 61 года до 84 лет, пользовавшихся съемными пластинчатыми протезами. Кроме того, была изучена слизистая оболочка 80-летней женщины, пользовавшейся протезами 50 лет.
Исследуя строение слизистой оболочки протезного ложа по зонам, можно отметить, что в передней трети твердого неба она имеет более толстый эпителиальный пласт и истонченную собственную пластинку. Роговой и зернистый слои на всем протяжении отсутствуют. Поверхностные клетки эпителия образуют узкую интенсивно окрашенную полоску и находятся в состоянии паракератоза. В отдельных случаях имеет место полное отсутствие признаков ороговения.
В слое шиповатых клеток резко выделяются две зоны: внутренняя и наружная. В состав последней входит до восьми рядов резко измененных, уплощенных клеток. В цитоплазме их выявляются различной величины и формы вакуоли, а серповидные ядра оттеснены к периферии. Внутренняя зона представлена большим числом рядов клеток. Они несколько уплощены в вертикальном направлении, а ядра округлой формы занимают центральное положение. Межклеточные промежутки не просматриваются. При длительном пользовании протезами (50 лет) заметно нарастает число митотически делящихся клеток в ростковой части эпителия.
Весьма характерным для данной группы больных являются резко выраженные явления акантоза. Эпителиальные тяжи, проникающие в подлежащую соединительную ткань, разнообразны по форме и величине. Одни из них колбо- или цилиндрообразные, другие — имеют вид заостренных клиньев, гребней, иногда с утолщениями на концах. Большинство из этих выростов раздваиваются и ветвятся. Следует заметить, что при пользовании протезами в течение 50 лет в ростковой части эпителиальных выростов обнаружены значительного размера жемчужины, состоящие из вытянутых и концентрически расположенных элементов. Внутренние клетки жемчужин находятся в процессе разрушения. Эпителиальный пласт инфильтрирован нейтрофильными лейкоцитами. Последние в большем количестве обнаруживаются в ростковой части и в меньшем — в поверхностных слоях.
Как отмечено выше, в собственной пластинке слизистой оболочки по сравнению с нормой увеличивается количество клеток фибробластического ряда. Отчетливо выступают некоторые изменения эластических волокон. В области сосочков, примыкающих к эпителиальным выростам, они почти не выявляются. В других местах эти волокна толстые, сильно извитые и иногда прерывистые. Соединительнотканные сосочки здесь также многообразны, как и эпителиальные выросты. Они ветвятся, образуя вторичные сосочки. Отмечено, что при пользовании протезами в течение 50 лет эпителиальный пласт, покрывающий вершину сосочков, несколько утолщается. Собственная пластинка слизистой оболочки обильно инфильтрирована лимфоидными клетками. В сосочках инфильтраты диффузные, в глубже лежащих слоях — очаговые. При длительном пользовании протезами (50 лет) стенки мелких артерий гипертрофируются.
Подслизистая основа хорошо выражена и несколько отличается от таковой у лиц, пользовавшихся протезами меньшее время. Она утолщается, в ней наблюдаются очаги круглоклеточной инфильтрации.
В слизистой оболочке средней трети твердого неба эпителиальный пласт толще, чем в одноименной зоне у людей, пользовавшихся протезами в течение 10—15 лет. Однако он тоньше, чем в первой зоне данной группы. Второй особенностью является полное отсутствие рогового и зернистого слоев. Поверхностные клетки эпителия находятся в состоянии паракератоза. В слое шиповатых клеток также выделяются две зоны и в отдельных случаях в нем встречаются эпителиальные жемчужины. Имеется разница и в расположении эпителиальных выростов. Здесь они расположены на одном уровне. Во всех случаях эпителий и соединительная ткань в значительной степени инфильтрированы нейтрофильными лейкоцитами. Следует подчеркнуть преобладание очаговой инфильтрации. В подслизистой основе Встречаются участки жировой ткани и отдельные пакеты слизистых желез.
В области задней трети твердого неба слизистая оболочка имеет сходное в общих чертах строение с таковой в предыдущей группе наблюдений. Эпителиальный пласт здесь тоньше, чем в первых двух зонах. Роговой и зернистый слои отсутствуют, эпителиальные выросты и соединительнотканные сосочки низкие.
Имеется определенная закономерность в истончении собственного слоя и увеличении подслизистой основы. Эти изменения выражены в слизистой оболочке по направлению к мягкому небу. В данной зоне сильно истончается собственная пластинка слизистой оболочки и становится толще подслизистая основа. Степень инфильтрации слизистой оболочки круглоклеточными элементами выражена слабее, чем в первой и во второй зонах. Подобное явление было отмечено и в предыдущей группе. Изменения эластических волокон сосудистых стенок аналогичны предыдущим наблюдениям.
Слизистая оболочка зон срединного шва по своему строению соответствует этой области у пользовавшихся протезами^ в течение 10—15 лет. Эпителиальный пласт в передней и средней трети шва толще, чем в задней его части. Отмечается полное отсутствие ороговения и наличие акантоза. В отдельных случаях в слое шиповатых клеток первой и второй зон срединного шва наблюдаются мелкие эпителиальные жемчужины. Эпителий и соединительная ткань передней и средней трети шва инфильтрированы круглоклеточными элементами. Что касается задней его трети, то здесь встречаются лишь единичные рассеянные лимфоциты, а количество фиброцитов увеличивается. Эластические волокна подвергаются деструктивным изменениям. Они распадаются на отдельные фрагменты различной толщины.
Морфологическая характеристика слизистой оболочки альвеолярных отростков и верхнечелюстных бугров заключается в следующем. Эпителиальный пласт в различных участках имеет неодинаковую толщину, установить какую-либо закономерность в изменении его высоты не представляется возможным. В одних случаях он толще в области альвеолярных отростков и тоньше в зоне верхнечелюстных бугров, в других наблюдаются обратные соотношения. Роговой и зернистый слои в большинстве случаев отсутствуют и лишь в 3 наблюдениях отмечено истинное ороговение с наличием тонкого зернистого слоя. Ростковая часть эпителия хорошо выражена. В некоторых случаях в слое шиповатых клеток обнаруживаются различной величины эпителиальные жемчужины. Вид эпителиальных выростов несколько отличается от подобных у людей с меньшими сроками пользования протезами. Здесь они ветвятся мало и заканчиваются на одном уровне.
В условиях паракератоза в ростковой части эпителия обнаруживается большое число круглоклеточных элементов, располагающихся диффузно. Создается впечатление, что в соединительной ткани собственной пластинки эластических фибрилл меньше, чем в предыдущей группе. Они здесь представлены тонкими, прерывистыми волоконцами, которые вблизи сосудов несколько утолщаются.
Следовательно, слизистая оболочка протезного ложа у пользовавшихся съемными пластинчатыми протезами от 19 до 27 лет имеет общие и отличительные признаки со слизистой оболочкой больных, пользовавшихся протезами в течение 10—15 лет. Так, эпителиальный пласт в целом становится толще. На большем протяжении протезного поля отмечается отсутствие истинного ороговения и зернистого слоя. В области же альвеолярных отростков и верхнечелюстных бугров в некоторых случаях (в 3 из 9) обнаружено истинное ороговение с наличием тонкого рогового и зернистого слоев. Эпителиальные выросты проникают в подлежащую соединительную ткань на большую глубину. В некоторых случаях в слое шиповатых клеток различных зон встречаются эпителиальные жемчужины. С увеличением срока пользования протезами отмечается нарастание круглоклеточной инфильтрации как в эпителии, так и в соединительной ткани, что указывает на признаки хронического воспаления. Кроме того, выявляется определенная закономерность в уменьшении толщины собственной пластинки слизистой оболочки и увеличении подслизистой основы.
В этой группе исследования эластические элементы слизистой протезного ложа подвергаются в большей степени деструкции, чем в предыдущих.