Рис. 1.8.9. Спектр электромагнитного излучения
Свет — это электромагнитное излучение, которое может быть воспринято человеческим глазом. Ньютон (1666) воспроизвел спектр разных цветов, направив луч света на стеклянную призму, которая превратила его в многоцветную полосу. Эти цвета оказались идентичными цветам радуги. Ньютон показал, что белый цвет фактически представляет собой комбинацию широкого спектра цветных лучей. На Рис. 1.8.9 представлен весь спектр электромагнитного излучения, от ультрафиолетового до инфракрасного. Из рисунка видно, что видимый свет составляет только небольшую часть полного спектра электромагнитного излучения. Длина волн видимого света расположена вдиапазоне от 380 до 780 нано-.
9.
метров (1 нанометр [нм] = 10~ м). Спектр видимого света проходит через ультрафиолетовую область (от 380 до 450 нм), голубую (от 450 до 490 нм), затем зеленую (от 490 до 560 нм), желтую (от 560 до 590 нм), оранжевую (от 590 до 630 нм), и, наконец, красную (от 630 до 780 нм).
Свет фокусируется сетчатой оболочкой (сетчаткой) глаза, и импульсы от зрительного нерва поступают в головной мозг. В сетчатке глаза находятся два вида рецепторных клеток: колбочки, отвечающие за восприятие разных цветов света, и палочки, чувствительные только к яркости (т.е. количеству) света, попадающего на сетчатку. Реакция сетчатки на свет представлена на Рис. 1.8.10. Из рисунка видно, что лучше всего человеческий глаз воспринимает видимый свет в зелено-желтой области спектра, и хуже — в приграничных участках спектра, то есть в красной и синей областях.
Колбочки сетчатки глаза обладают порогом интенсивности. Воздействие на них интенсивного света с определенной длиной волны может привести к отключению этих рецепторных клеток, что, в свою очередь, приведет к уставанию глаза и совершенно иному восприятию цвета.
Тот свет, который мы видим, не является светом с одной длиной волны, а представляет собой сочетание разных длин волн, в результате которого образуется один определенный цвет. Длина волн и интенсивность спектра видимого нами света зависит от источника освещения. Спектры дневного света и лампы накаливания с вольфрамовой нитью существенно отличаются друг от друга (Рис. 1.8.11). Это означает, что цвет объекта будет восприниматься по-разному при его оценке при свете от разных источников освещения.
Для того, чтобы сообщить о цвете объекта в зуботехническую лабораторию, где пациенту изготавливают коронку или винир, необходимо иметь определенный механизм описания цветовых характеристик зубов пациента, чтобы будущая реставрация не отличалась от них по цвету. Многие исследователи пытались разработать метод количественной оценки цвета и выражения его в числовых величинах для того, чтобы сделать передачу цвета простой и точной. В 1905 году американский художник Генри Манселл предложил метод описания цветов с помощью трех цветовых параметров — основного цветового тона, насыщенности цвета и светлоты.
♦ Основной цветовой тон. Представляет собой цвет (т.е. длину волн), преобладающий(ую) в спектре света от источника освещения. Примерами могут быть фиолетовый, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый и красный. Три первичных цвета, из которых можно составить остальные цвета — это красный, зеленый и синий. Фактически эти три цвета используются в телевизионных установ-
Рис. 1.8.11. Спектры излучения от ламп накаливания и дневного света
кахдля создания полной цветовой картины из всего трех четко окрашенных наборов точек.
♦ Насыщенность (плотность) цвета. Это — сила цвета, или, иными словами, то, насколько живым выглядит цвет. Для того, чтобы представить себе этот цветовой параметр, вспомним, что у каждой телевизионной установки насыщенность цветового тона можно регулировать ручкой настройки цвета.
♦ Светлота (степень светлоты). Это светлость или затемненность объекта, изменяющаяся в пределах от черного до белого для рассеивающих или отражающих объектов, и от черного до прозрачного для просвечивающих (светопропускающих) объектов.
В то время, как основной цветовой тон и насыщенность цвета являются свойствами самого объекта, светлота зависит от случайного попадания света, рель-
Рис. 1.8.12. Цветовая система Манселла в трехмерном пространстве с координатами цвета, насыщенности и светлоты
ефа поверхности объекта, а если материал пропускает свет, то и от окраски фона. Следовательно, важно проводить оценку цвета под разными источниками освещения, причем слишком яркий дневной свет лучше не использовать.
На Рис. 1.8.12. представлена основа системы Манселла. Такое трехкоординатное представление цвета не слишком практично. Поначалу, в этот метод описания цвета входило большое число цветных бумажных этикеток, позже он был превращен в цифровую систему. В цифровой системелюбой выбранный цвет, визуально оцениваемый по атласу цветов Манселла, может быть выражен комбинацией буквы и цифры. Однако и эта система имеет свои ограничения, поскольку из-за цветовой нестабильности красок, атлас приходится заменять 1 раз в 5 лет, и при этом его следует рассматривать только при стандартных условиях освещения. Кроме того, хотя атлас и подходит для оценки цвета одежды или краски, которые можно близко поднести к диаграмме цветов, он является не самым удобным методом оценки цвета натуральных зубов пациента.
Было показано, что диапазон цветов зубов человека ограничен всего 2% цветового пространства Манселла. Специально для стоматологии была разработана более простая система, основанная на использовании шкалы расцветок. Наибольшее распространение получила шкала расцветок ВИТА (Рис. 1.8.13). Она создана на базе трех цветовых параметров: основного цветового тона, цветовой насыщенности и степени светлоты цвета. В ней представлены 4 основных цветовых тона: группа А (красновато-коричневые цвета), группа В (красновато-желтые), группа С (серые) и группа D (красновато-серые). Параметр свет-
Рис. 1.8.13. Расцветка Вита, разделяющая эталоны цвета на:(а) четыре цветовых оттенка-А2, В2, С2, D2; (Ь) степень светлоты; и (с) степень насыщенности для цвета А
Рис. 1.8.14. Простая шкала показателя непрозрачности
лоты представлен серой шкалой, и образцы расцветок располагаются в ней в последовательности, зависящей от того, насколько светлым (белым) или темным (черным) будет зуб. Третьим элементом шкалы расцветок Вита является цветовая насыщенность, отражающая глубину основного цветового тона и указанная номерами, расположенными возле обозначения группы: А1-А4, В1-В4, С1-С4 и D1-D4. Важно, чтобы выбранная шкала расцветок соответствовала цветам материала, который предполагается использовать для реставрации зубов. В идеале образцы шкалы расцветок должны быть изготовлены из того же материала, что и реставрация.
Свойство изменения цвета объекта при попадании на него света от разных источников называют метамеризмом. Метамеризм можно наблюдать в тех случаях, когда цвета двух объектов с разными светоотражательными свойствами (с разными коэффициентами отражения) выглядят одинаково при определенном освещении и определенных условиях наблюдения, и начинают выглядеть по-разному, если поменять источник освещения или условия наблюдения. Многие покупатели знают, что если они захотят подобрать себе две вещи, совпадающие по цвету, то лучше это делать при дневном освещении, чем под светом флюоресцентных ламп в магазине.
Другой важной особенностью света является то, что некоторые объекты способны поглощать свет с длинами волн, находящимися вблизи от ультрафиолетовой области спектра (300 — 400 нм), а затем высвобождать свет с бульшими длинами волн (400 — 450 нм). Эта особенность называется флюоресценцией, и
Рис. 1.8.15. Профили поверхности, полученные на профилометре, снабженном сканирующим электронным микроскопом, для (а) полимерного гибридного композита с большим размером частиц (Occlusin, ICI) и (Ь) полимерного композита с малым размером частиц (Herculite XRV, Kerr UK Ltd)
она наблюдается у эмали натуральных зубов. Ею можно объяснить то, почему зубы выглядят такими белыми при флюоресцентном освещении, и почему коронки, мостовидные протезы или пломбы иногда становятся слишком заметными при попадании на них света от флюоресцентных ламп, хотя при дневном свете цвет этих реставраций совпадает с цветом натуральных зубов. Если материал, используемый для изготовления реставрации не обладает свойством флюоресценции, то рядом с флюоренцирующим натуральным зубом реставрация будет выглядеть более темной.
Клиническое значение.
Цвет объекта - это человеческое восприятие, которое является функцией трех переменных: источника освещения, свойств объекта и индивидуальных особенностей наблюдателя.